Результаты исследований и предложения статистика-экономиста Ани Калашян
Статистик-экономист Ани Калашян, говоря в беседе с «Аравот» об утечке умов, констатирует: «По этой причине у нас происходит падение интеллектуального уровня, что, однако, компенсируется тем, что Армения является «кладезем умов». Если, например, в Китае на 1миллион человек приходится 1 ученый, то в Армении ученым является один из тысячи. Количественный недостаток нашего населения почти в тысячу раз компенсируется нашими качественными особенностями».
Согласно статистику, утечке умов, кроме отрицательного, имеет и ряд положительных сторон, таких, как международная интеграция Армении, связи и сотрудничество, международный имидж страны и т.д. По ее словам, «при факте утечки мозгов Армения предстает как страна умных кадров, а ученые получают возможность роста, став конкурентоспособными на международном рынке. Если даже возвращается малый процент этих специалистов, они своим высоким уровнем компенсируют отток. Кстати, вернувшиеся обеспечивают для Армении перспективы развития новых направлений. Маркетинг, аудит, менеджмент… С этим понятиями 20 лет назад в Армении не были знакомы».
Ани Калашян упомянула один из докладов ЮНЕСКО, согласно которому, ученые Армении в мировом масштабе находятся на первом месте, этот показатель касается тех, кто перешагнул 55-летний рубеж. «Большой разрыв между молодыми учеными и учеными старше 50 лет. У меня есть предложение: создать организацию, миссией которой будет сокращение этого разрыва, приобщение ученых в возрасте к современным технологиям посредством переподготовки. Они не знают, как писать программы, выигрывать гранты. И винить их нельзя, ведь у них возраст. С другой стороны та же организация поможет молодым, например, в теоретических и научных вопросах, тем более, что в остальных вопросах они владеют сверхсовременными методами. Это также является средством для регулирования миграции и избавления людей от ощущения невостребованности».
Ани Калашян предлагает для регулирования миграции по примеру Китая основать в Армении Европейский университет: «Китайцы ведут интересную политику, направленную на то, чтобы студенты не покидали свою страну из-за учебы. Они нанимают преподавателей из лучших университетов мира, которые преподают в Европейском университете Китая. В Армении подобную роль играет Американский университет. У меня есть знакомые, которые захотели уехать из Армении для продолжения учебы, у них не получилось, и они потом сказали – ничего, будем учиться в Американском университете».
Мы поинтересовались, в какие страны и в основном представители каких специальностей выезжают из Армении? Оказывается, больше уезжают в РФ, где много и трудовых мигрантов, и выехавших с целью обучения. Следующей страной, принимающей мигрантов, являются США, затем Франция, Германия, в меньшей мере – Канада.
Как констатирует специалист, работники из Армении, вовлеченные в некачественную сферу труда в основном имеют среднее образование, 28 процентов – средне-специальное, 15 процентов – высшее.
Около 70 процентов занятых в сфере качественного труда имеют высшее образование, 52 процента занятых в предпринимательской сфере мигрантов имеют высшее, по 22 процента – среднее и средне-специальное образование.
По словам Ани Калашян, процесс перемещения ученых существует между всеми странами, то есть, отток и приток (США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и т.д.), однако трагедии из этого они не делают.
Коснувшись связи между утечкой умов и миграции, наша собеседница говорит, что в Армении часто бывает несоответствие между спросом и предложением на трудовые ресурсы: «Представители некоторых специальностей, например, медработники, учителя или архитекторы, получают работу за границей, а в соответствующих отраслях экономики родной страны спроса нет. Например, миграционная активность среди экономистов составляет 5,7 процентов, среди врачей – 3,4 процента (самая низкая из всех профессиональных групп), среди педагогов – 4,1 процента, в сфере гуманитарных и общественных наук – 7,5 процентов, в сфере архитектуры и строительства – 15,2 процентов, искусства и культуры – 9,2 процентов, в сфере информационных технологий – 5,8 процентов. Самая высокая миграционная активность заметна среди специалистов сферы транспорта – 15,9 процентов».
По ее словам, многие из получивших высшее специальное образование студентов сегодня предпочитают работать за границей, так как, окончив учебу, годами не могут найти работу у себя дома, а найдя ее, поучают такую ничтожную зарплату, что на протяжении лет не могут вернуть те деньги, которые потратили на учебу: «Вообще, в Армении специалисты находятся не на своих местах. Это серьезная социологическая проблема, которая наносит вред нашей стране. Как может развиваться страна, где люди, не являясь специалистами соответствующей сферы, работают неэффективно, а родители и государство платят и готовят специалистов, которые не применяют свои знания. В это и заключается главная причина оттока умов».
Ани отмечает, что в отличие от молодых ученых и специалистов, которые по разным поводам уже побывали за границей, специалисты старшего поколения находятся под «влиянием» со времен СССР – любой ценой попасть за границу, которая на протяжении лет была для них закрыта. Наряду с этим, ученые, побывавшие в «европах», у которых нет проблем со свободным передвижением, даже и не думают об обосновании за границей.
Специалист отмечает также следующее: несмотря на множество положительных сторон, получившая образование за границей и вернувшаяся в Армению молодежь думает – пусть мне платят зарплату в 1 миллион, и я останусь в Армении: «Многие на километры далеки от понятия «инициатива», вместо того, чтобы думать – выучились, вернулись, сделаем что-нибудь серьезное для нашей родины».
Гоар АКОПЯН