Что такое Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для граждан Армении и Азербайджана? Насколько действенны механизмы подачи жалоб, насколько эффективны вынесенные решения для самих граждан? Европейский суд – это последняя инстанция правосудия для армян и азербайджанцев?
Эти и ряд других вопросов затрагиваются в представленных ниже интервью с юристами из Армении и Азербайджана.
Опросы-интервью армянских и азербайджанских специалистов различных сфер – это часть работы, которая проводится в Армении и Азербайджане в рамках совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан).
Проект поддерживают посольства Британии в Армении и Азербайджане.
Читайте также
Интервью одновременно публикуются в газетах «Аравот» (Армения) и «Новое время» (Азербайджан).
В Азербайджане интервью проводятся Институтом мира и демократии.
Исследовательский центр Регион
Европейский суд по правам человека – последняя надежда на правосудие?
Интервью с адвокатом, экспертом международного права Ара Казаряном
— После присоединения к Европейской Конвенции по правам и основным свободам человека граждане Армении получили право обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Сколько приблизительно жалоб поступило из Армении в Страсбургский суд за прошедшее с тех пор время? Сколько решений вынес ЕСПЧ по жалобам из Армении?
— Согласно статистике, в 2008 году из Армении поступило 106 жалоб, в 2009-ом – 125, в 2010-ом – 197 и в 2011-ом – 173 жалобы. Рост числа жалоб обусловлен тем, что в Армении и других странах Конвенция стала более известной и доступной. Такой рост увеличивает нагрузку на суд, и СЕ принимает меры к тому, чтобы нарушения права решались внутри страны. Так, в 2005 году в Армении была широко распространена практика применения административного ареста, которая в преддверии выборов действовала в отношении политических активистов. По административным арестам у меня было 20 дел, направленных в ЕСПЧ. По десяти из ним были приняты решения. По требованию гражданского общества законодательство было изменено, и административный арест изъяли из практики. Решения по этим делам Европейский суд принял после внесения соответствующих изменений в наше законодательство. Армения пришла к выводу, что для того, чтобы пресечь обращения в Евросуд по таким нарушениям права, необходимо как можно скорее изменить закон. Другой пример. На протяжении десятилетий считалось, что в отношении лиц, обвиняющихся в тяжком преступлении, залог не может быть применен. Это противоречилот положениям Конвенции. В этом году Европейский суд принял одно решение, но оно опять запоздало, так как в 2008 году Кассационный суд Армении рассмотрел эту проблему и внес соответствующее изменение, после чего подобных нарушений у нас уже не бывает. Эти реформы я связываю с Евросудом, поскольку наш законодательный орган заранее меняет закон, чтобы исключить появления решений в дальнейшем и чтобы компенсации не выплачивались из государственной казны.
— С какими делами чаще всего связаны жалобы, направляемые в ЕСПЧ, – уголовными, гражданскими или административными?
— В основном это гражданские дела, затем идут уголовные и, наконец, административные. Очень много имущественных споров, жалоб на справедливое судебное следствие, споры о лишении свободы, заявления, связанные с применением к человеку запрещенного отношения.
За 10 лет по делам из Армении было принято 45 решений, что мало, учитывая, что 1/3 составляют повторяющиеся дела. В действительности сегодня Кассационный и Конституционный суды Армении применяют прецеденты Европейского суда быстрее и эффективнее, чем сам Евросуд. Если в Европейском суде процесс принятия решения длится 4-5 лет, то в национальных судах – несколько месяцев. Отмечу, однако, что правосудие в Армении осуществляется тогда, когда в дела суда не вмешивается политика и нет коррупции, в противном случае правосудие у нас становится избирательным.
— С какими проблемами сталкиваются при направлении дела в ЕСПЧ в стране и в самом ЕСПЧ? Как изменился механизм рассмотрения жалоб в ЕСПЧ?
Обращение в Европейский суд всегда представляло собой упрощенную процедуру. Настолько упрощенную, что самостоятельно обратиться мог любой гражданин. На сегодняшний день много и различной литературы. Десять лет назад литературы на армянском языке не было, а сегодня есть специалисты и теоретики. Я иногда даю гражданину список литературы или источники, в которых он может найти форму заявления, обратиться собственными силами и добиться успеха. У нас даже есть дела, которые граждане выиграли без участия адвоката. Единственным препятствием для граждан может быть финансовая сторона: помощь консультанта стоит от 800 до нескольких тысяч долларов.
Очень часто государства (и не только Армения, а особенно Турция, Россия) предпочитают не осуществлять системные изменения внутри страны, а просто выплатить компенсацию из госбюджета. Армения и другие государства открыто не отказываются от выполнения решений, которые касаются системных изменений, а просто маневрируют для того, чтобы обойти стороной эти решения. Причина в том, что государстива консервативны. Если страны все же идут на законодательные изменения, то в большинстве случаев только для того, чтобы избежать выплат компенсаций.
— Как в Армении выполняются решения ЕСПЧ и что на практике означает для Армении выполнение или невыполнение решений Евросуда?
Решение Европейского суда принимается в двух направлениях: контроль с целью восстановления права данного лица и реформирование законодательства с тем, чтобы не допустить подобных нарушений в отношении других лиц.
Я бы не сказал, что Армения отказывается выполнять решения суда. Компенсации предоставляются в качестве минимального требования, осуществляются и законодательные реформы.
Компенсации выделяются из госбюджета, и это правильно. Судья не должен выплачивать из своего кармана и не должен привлекаться к ответственности, если не совершал преступления. Если мы начнем штрафовать судей, заниматься «охотой на ведьм» и искать виноватых задним числом, то это заморозит судебную систему. Должность судьи является государственной, и если он нарушает закон, то государство должно либо привлекать его к ответственности, либо отказаться от этого должностного лица, поскольку из-за его плохой работы страдает государственная казна.
Единственное, в чем мы хромаем, это вопрос повторного рассмотрения старых дел. Именно это произошло, например, с делом телекомпании «А1+»: Европейский суд принял решение вернуться к старому делу, что, однако, не было сделано. В действительности невыполнение решения никакого значения или воздействия не имеет. Если государство отказывается повторно рассматривать дело, то никакими последствиями это в основном не чревато. Случай «А1+» – исключение, и мы вновь обратились в Евросуд с целью повторного рассмотрения старого дела.