Говорит Алла Ованнисян, мать погибшего 1 марта Тиграна Хачатряна
Сегодня состоится заседание комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам, в повестку которой включен вопрос о создании временной комиссии по изучению событий 1 марта 2008 года. Напомним, что с этой инициативой выступила парламентская фракция АНК. Новая комиссия, если, конечно, она будет создана, в основном будет проверять законность и обоснованность действий правоохранительных органов. Она изучит действия и мероприятия, предпринятые Полицией РА, Специальной Следственной службой и Генеральной прокуратурой в связи с гибелью 10 лиц, по случаям нанесения телесных повреждений, после чего должна будет представить заключение Национальному собранию. Комиссия должна раскрыть, при каких обстоятельствах были нанесены телесные повреждения, отношение к этим событиям государственных структур и должностных лиц. Комиссия будет иметь право обращаться с вопросами к органам предварительного следствия, Генеральную прокуратуру и получить необходимые сведения, посещать места содержания арестованных, встречаться с теми, кто понес наказание. Согласно введенному в обращение в парламенте документу, комиссия изучит также, насколько выполнены резолюции и ПАСЕ, что было сделано после распоряжения президента придать новый импульс предварительному следствию по событиям 1 марта.
Член фракции ППА Тигран Уриханян, который представляет свою партию в комиссии по государственно-правовым вопросам, отбыл в тот же день в Брюссель для участия в заседании комиссии «Армения- Евросоюз» по межпарламентскому сотрудничеству. И чтобы его отсутствием не спекулировали, перед отъездом в Брюссель распространил сообщение: «Здесь (в Брюсселе – Н.Г.) передо мной стоит задача поднять вопросы, связанные с урегулированием конфликта НК и проведением работ, направленных на задействование Степанакертского аэропорта. Командировку по какому-либо другому делу я мог бы отложить, но не по этим вопросам. «…» как единственный представитель ППА в составе комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам, сообщаю о моей позиции: я согласен на внесение этого вопроса в повестку заседания НС».
Читайте также
Вчера отвечая в беседе с «Аравот» на вопрос, верите ли, что новая комиссия получит возможность раскрыть убийства, Алла Ованнисян, мать Тиграна Хачатряна, одного из погибших во время событий 1 марта, сказала: «Я думаю, что со стороны властей это было бы очень разумным шагом, но я также знаю, что они сами себя не раскроют. Впереди президентские выборы, с одной стороны это выгодно, что раскрыв убийства, они получат некоторое доверие людей, с другой стороны, не могут этого сделать, потому что ответственны они сами. Первый выгодополучатель Серж Саргсян. Вот почему я всегда говорю, что при действующих властях убийства 1-го марта раскрыты не будут». В этом контексте коснувшись сотрудничества АНК-ППА и поведения ППА, госпожа Ованнисян сказала: «Все сотрудничества, которые будут направлены на свержение власти Сержа Саргсяна … не только АНК, пусть «Наследие», «Свободные демократы», если они оппозиция, будут сотрудничать с ППА. У родителей жертв не поставлена задача прихода к власти. Поставлена одна задача – освободиться от этой власти, чтобы были раскрыты убийства 1 марта. Потому конкретно с моей стороны приветствуются все те формы сотрудничества, которые направлены на свержение власти Сержа Саргсяна». Госпожа Ованнисян не видит Роберта Кочаряна рядом с «Процветающей Арменией»: «В эти 5 лет Серж Саргсян конкретно для меня намного хуже, чем все остальные политические деятели. Для меня Серж Саргсян равен Роберту Кочаряну, потому что он за эти пять лет
доказал, что такой же мере сопричастен, как и Роберт Кочарян, что ничем не уступает и сделал все, чтобы убийства не были раскрыты. Более того, уже дают заказы на создание учебников по искажению истории Армении, что делается по инструкции власти. Я уверена, что Эдик Минасян, не имеет никакого отношения к этому. Даже, наверное, не он написал». То, что АНК сегодня пытается сотрудничать с ППА, госпожа Ованнисян приветствует: «Это в нас вселит надежду, что возможно освободиться от власти Сержа. В данный момент я уже уверена, что если он останется еще 5 лет, то события 1 марта не раскроются, и с течением времени оттенки станут еще темнее, как делается сейчас. Второй доклад ССС хуже первого, а теперь печатают учебник, пишут: «перестрелка», то, чего не было до их пор даже в хронике полиции. То есть, по положению на сегодня, нам бояться нечего, потому что хуже Сержа, в связи с 1 марта, никто для нас хуже быть не может. А Кочарян, я не думаю, что он вернется в политику, или кто-то после 1 марта встанет рядом с ним».
Мы заметили, что многие из родителей жертв «1 марта» недавно выразили недовольство по поводу того, что АНК изъял ППА из списка виновных, что госпожа Ованнисян не пожелала прокомментировать. Она высказала только свое мнение: «За эти 5 лет, кроме АНК, никто не был последовательным в вопросе разоблачения убийств 1 марта. И те оппозиционные силы, которые говорят, что АНК идет на сотрудничество с ППА, забывают страницу 1 марта и т.д.. А они в этот миг делают что-нибудь по делу раскрытия убийств 1 марта, в какой-либо судебной инстанции что-то делают, чтобы нам сказать – родители, давайте, этот вопрос будем развивать, встаньте рядом с нами? Нет таких. В Европейский суд обратился только АНК, который встал рядом с нами». На замечание «Аравот», что когда происходили события 1 марта, в это время позиция ППА могла быть существенной, наша собеседница ответила: «Я не говорю, что ППА не имеет никакой связи с 1 марта. Ответственность несут все силы, находящиеся в то время в коалиции. Действующая власть, которая постоянно с помощью служащих ей СМИ затрагивает сотрудничество ППА-АНК, 1 марта, пусть найдет в себе силы, будет честной – перед нами – родителями жертв, проведет справедливое расследование, вовлечет международных экспертов, раскроет убийства, и какая сила будет ответственна за эти убийства, пусть она и держит ответ». Мы поинтересовались у госпожи Ованнисян, что подсказывает ей настоящий политический расклад, заметна ли возможность освобождения от действующей власти во время выборов 2013 года?
«Мое самое большое желание – чтобы Левон Тер-Петросян был единым кандидатом оппозиции, все объединились бы, не было бы проблем с личностью, и нас освободили бы от этой власти», – сказала Алла Ованнисян. На вопрос, если председатель ППА Гагик Царукян станет единым кандидатом, будете ли с той же уверенностью за объединение вокруг него, ответила: «Честно говоря, если Гагик Царукян станет единым кандидатом оппозиции, я, наверное, на выборы не пойду».
Нелли ГРИГОРЯН