считает Людмила Арутюнян
– Армяне – сетевая нация и ее количество не измеряется числом проживающих на ее географической территории армян. У нас есть Арцах, Диаспора. Распад СССР стал для армян новой трагедией. После огромного союза, они были вынуждены сконцентрироваться на малой Родине, к чему они психологически не были готовы. Этот развал унес с собой ту элиту нации, которая была связана с Россией. Такова судьба краха империй. Армяне – сетевая нация, но не сетевое государство. Они не могут иметь большую Родину. Армении от моря до моря не получится.
– Почему не могут? Нет хватает сил, самоорганизации?
Читайте также
– Ресурсов не имеют. Центробежные силы намного сильнее, чем центростремительные. Армяне, как мобильная нация, всегда рассеивались и будут рассеиваться. Наша нация – нация-Диаспора. Например, грузины нация-Государство, у них сильны центростремительные силы.
– Это психология?
– Это качество нации. У армян два-три свойства, которые превращают их в нацию-Диаспору. Они мобильны, имеют мощное свойство – быстро адаптируются.
– Это хорошо или плохо?
– В XXI веке это прекрасно. Однако вместе с рассеиванием они должны иметь важнейшую ячейку – остов, связывающий Диаспору с центром нации – Родиной. Если этого не произойдет, нация распылится. Наши культурные ценности не столь могучи, чтобы собрать нас. У нас нет национальной элиты, цвета нации, которая пока не осознала свою роль и пока еще не выполнила свое предназначение.
– А вообще есть армянская национальная элита? Или она закончилась с нашим столетием?
– Есть. Но элита рассеяна точно так же, как и вся нация. Есть также огромная квазиэлита, ложная элита, и она душит настоящую элиту. Это происходит потому, что в Армении и Диаспоре дефицит статуса. Кто только не протискивается, становится «элитой». Но элита – это не только место, куда протискиваешься, знаешь язык, даже имеешь ученую степень. Элита относится к ценностям, обеспечивающим воспроизводство нации, а также служит нации и выполняет стоящие перед ней задачи.
– В нашем случае эта элита в Армении, или в Диаспоре?
– Она и здесь, и там. Разбросанная нация имеет сложную структуру. И нужна серьезная элита для воспроизводства этих структур. Например, сегодня Диаспора стоит перед очень серьезными проблемами. Не только оберегать центр, но и воспроизводиться, сохранять язык, культуру.
– И осуществлять благотворительные программы в Армении. Как вы представляете себе политическое участие Диаспоры в процессах, происходящих на Родине?
– Армения всегда будет пребывать в этой грустной ситуации, пока не будут подчеркнуты, не объявлены важнейшие ценности страны. Например, во время президентских выборов в США были подчеркнуты три ценности: благотворительность, честность и семья. Даже семья, которая для нас – армян, ценность, сегодня забыта. Не «помнят», чтобы не пришлось вынужденно вести политику защиты семьи. В этом смысле программы благотворительной организации «Армянская женщина», в которую вовлечена и я, считаю политическим участием в задачах нашей страны. Она направлена на воспроизводство стабильного, грамотного поколения. Политическая вовлеченность – это не только участие в выборах.
Это также означает сохранение и воспроизводство ценностей страны. Однако осознание ценностей страны должно получать кристаллизацию в самой Армении.
– Сегодня в Диаспоре проживает большое число граждан Армении, которые в жизни нашей страны играют всего лишь роль доноров.
– Мы не были страной, когда приняли Конституцию, мы были нацией, которая всего лишь осознала свои национальные задачи. Не успели стать страной. Умных нейтрализовали, и с оставшимся умом применили французскую модель реформ, разрушили село, разорили сельского жителя. Не был создан механизм реформ, что и породило коррупцию. Сегодня Багратян взахлеб критикует с трибуны Национального собрания. Хочу спросить – не ты ли был автором всего этого? Сейчас Диаспора и оказавшиеся вследствие этой реформы за границей, должны созвать большой форум и заявить: «Если не измените страну, то от ежегодного всеармянского марафона не получите ни копейки». Это единственный выход. Собирают, дают этим, для чего? Чтобы эти еще больше обогатились? Выборы – самое легкое, что вы требуете, Шушан. Проведут, но кинут вас и очернят Диаспору. С чего это армянская элита должна отдавать свою власть и стать зависимой от Диаспоры?
– Хотите сказать, что государство не построено? Есть всего лишь власть, которая считает себя элитой и принимает решения вместо Конституции.
– Да. Государство заставляет работать власть. А вы от какой-то, не имеющей государства власти хотите чего-то серьезного. А мировое сообщество с другой стороны требует от нас сориентироваться. Германия четко сказала – или Россия, или Запад. А наши несчастные пока еще и государства не построили, как же им сориентироваться.
– Вернемся к роли Диаспоры…
– Диаспора стала лоббистом. Российская Диаспора большая, сильная и тянет Армению в сторону России. Западная Диаспора не лоббист, поскольку не сплочена. Я видела шведских армян. Двадцать человек и все перессорившиеся между собой. Часть из Ирана, другая – из Армении. Швеция признала Геноцид, прибыл Эрдоган, заносчиво пожурил и премьер-министр Швеции извинился. Партия, поднявшая вопрос геноцида, подала в суд на премьер-министра. Но ведь это было делом наших лоббистов, а не шведов. Сами армяне должны были разнести к черту Эрдогана, а шведское правительство прижать к стенке, так как они признали геноцид не только армян, а также ассирийцев и понтийских греков.
Вот это было делом армян. А российская диаспора осуществляет большую лоббистскую деятельность. Сильнее, чем армяне Америки. Она тянет Армению в сторону России, делает ее колонией России. И участие отмеченной тобой Диаспоры в выборах – очень маленький вопрос по сравнению с этими мощнейшими угрозами. А ту роль, которую обязана играть Диаспора в этом вопросе, она не играет.
– Что она должна делать и не делает?
– Деньги, которые Диаспора дает Армении, должны быть инструментом давления. А Диаспора всего лишь взяла на себя роль спонсора без предусловий. В мире нет такой благотворительности. У Диаспоры вообще нет четкой политики в отношении Армении. Во время войны она была с нами. Знала свою задачу. Однако в условиях мира она не осознает свою роль, поскольку не объединена.
– А что является в данный момент интегратором – объединителем?
– Диаспора обязана иметь парламент, который будет выражать волю армян всего мира. Она должна освободиться от роли безвозмездного экономического донора и использовать эти деньги как политический рычаг на Родине. Гафесчян сделал столько инвестиций, потом обиделся и уехал, потому что подвергли критике его «толстые» скульптуры. Он не осознал совершенного им высокого культурного воздействия. Вот если бы народ не посещал концерты, музеи, он мог бы и обидеться. С таким сознанием Диаспора на Родине не станет политическим фактором, пока осознание степени участия сохраняется на таком уровне.
– Какие неотложные вопросы должен обсудить парламент Диаспоры?
– Должен освободиться от роли безвозмездного помощника. Должен обсудить наши ошибки и указать правильный путь. Мы живем в неопределенности – ни мира, ни войны, и не знаем, что ждет нас завтра. Мы – общество мигрантов, тратим деньги, которые мы не заработали, расходы государства не рассчитаны. Нарушены основы социальной стабильности. Произошло гражданское смятение, холодная война. Есть серьезная проблема, касающаяся элиты, национальной идентичности. Диаспора должна модернизировать армянский путь развития, превращающего Армению в геополитический фактор.
Как оторваться от России, иначе она не позволит, чтобы мы стали государством. Диаспора должна показать дорогу – как вывести страну из этого болота. Не видите – чем дальше, тем больше и глубже погружаемся. Только так Диаспора станет реальным политическим фактором на своей Родине, а не дойной коровой, каковой она сейчас является.
– Вопрос Геноцида изматывает ресурсы, не остается сил.
– Вопрос геноцида надо передать Гаагскому суду и закончить. Уходит вся наша энергия. Турок побоится только суда, это его приструнит. Наконец, наши руки освободятся, и все армянство приступит к серьезной задаче превращения своей страны в государство. Смена власти ничего не даст, испорчен двигатель автомобиля. А вы хотите сменить водителя. Эти вопросы должны быть в центре политических функций Диаспоры. Только в этом случае ее политическая роль на Родине станет реальным фактором и изменит путь страны, восстановит гордую психологию и жизнь победившей нации.
Беседу вела
Шушан КАЗАРЯН