От решения первого президента РА будет зависеть легитимность Сержа Саргсяна
22 декабря состоится очередной съезд АОД, во время которого, согласно информации, циркулирующей в СМИ, возможно первый президент РА Левон Тер-Петросян огласит ожидаемое решение об участии АНК в предстоящих февральских президентских выборах, о кандидате АНК. Действительно ли решение первого президента РА станет известно в эту субботу, или будет отложено до начала января – неважно. Важно то, что от этого решения будет зависеть вопрос легитимности переизбрания Сержа Саргсяна президентом.
Принятые 12 декабря на заседании фракции и политсовета ППА два решения о том, что председатель ППА Гагик Царукян не будет баллотироваться, и на предстоящих президентских выборах не будет поддерживать ни одну из кандидатур, вызвали в политической сфере ощутимую неопределенность. Хотя члены ППА и заявляли, что являются «альтернативой» действующей власти, отмечали, что имеют значительный электорат и пользуются популярностью по всей республике, по сути, Гагик Царукян пошел на политический бойкот. Правда, это не активный бойкот, ППА не призывала своих приверженцев не участвовать в выборах, тем не менее, эта политическая сила, отказавшись от участия в выборах, тем самым избрала путь пассивного бойкота.
Читайте также
Решение ППА поставило в затруднительное положение АНК, который венцом сотрудничества с ППА считал именно тесное сотрудничество двух сил на президентских выборах, кажется, даже не исключалась возможность поддержки кандидата ППА.
Попытаемся понять, какие варианты в создавшейся довольно сложной политической ситуации есть у Левона Тер-Петросяна. Вроде бы, у первого президента РА два варианта.
Один из них – объявляемый Левоном Тер-Петросяном политический бойкот. В отличие от ППА, Тер-Петросян может выступить с активным бойкотом, призывая общество не участвовать в выборах, предположительно, ведя этим же путем и электорат ППА. Этот вариант может быть работающим, так как в его результате, Тер-Петросян, по сути, толкнет Сержа Саргсяна на предвыборную борьбу с эпосоведом, а переизбрание президентом в условиях подобной конкурентной борьбы, естественно, не может решить проблему полноценной легитимности, к чему стремится на предстоящих выборах Серж Саргсян.
Кстати, вышеупомянутый вариант, как долгосрочный проект, нельзя исключить в пределах интересов Тер-Петросян – Кочарян, если даже активный бойкот не даст результатов, и Серж Саргсян будет переизбран за счет административных ресурсов. После президентских выборов интересы Тер-Петросяна и Кочаряна могут получить более предметный характер, проявленный в конкретном сотрудничестве против переизбранного Сержа Саргсяна.
Второй вариант, конечно, выдвижение Тер-Петросяна как кандидата в президенты, которое до принятого решения ППА даже было бессмысленно считать вероятным вариантом. Сейчас ситуация изменилась, и было бы логичным, если бы Тер-Петросян руководствовался именно этим вариантом с целью проявления политической самостоятельности АНК.
Но неужели первый президент РА не чувствует разницы между движением 2008 года и нынешней ситуацией?.. Уж точно лучше всех эту разницу осознает именно он – и вопрос политического доверия общества в отношении АНК, и вопрос потери ресурсов внутри самой команды».
Второй вариант, однако, может действительно иметь другое значение и преследовать иную цель. Осознавая силы АНК, бессмысленность постоянного сотрудничества с ППА, Тер-Петросян, исходя из интересов страны, может принять решение об участии в выборах, и заняв второе почетное место поздравить Сержа Саргсяна, фактически легитимировав его. Какой бы вариант ни выбрал Тер-Петросян, от этого будет зависеть вопрос легитимности Сержа Саргсяна. Кого выберет Тер-Петросян – Сержа Саргсяна, поздравив его и признав тем
самым его легитимность, или вариант вступления с Робертом Кочаряном в новую политическую борьбу, сделав «переизбрание» Сержа Саргсяна проблематичным – покажет время.
Эмма ГАБРИЕЛЯН