«Рос с отцом на футбольном поле — вместе с мячом»
В приграничной деревне Чинари семья Саркиса Восканяна всегда была одной из самых многодетных.
«У моей свекрови было 12 детей, в этом доме всегда жило более 20 человек. А сегодня остались только мы с мужем: дверь закрыта»,- говорит 56-летняя мать Саркиса, Сильва Восканян.
Родившийся в 1981 году Саркис Восканян был старшим ребенком в семье. У него была одна сестра.
«С детства хотел стать спортсменом, очень любил спорт, особенно футбол. Думал о поступлении в Институт физкультуры, но из-за условий мой ребенок не смог достичь своей цели. После окончания школы, в 1999-2001, ушел в армию — выполнять долг перед Родиной »,- так вспоминает мать Саркиса.
Саркис, когда ему было всего 4-5-лет, с отцом ходил в соседнюю деревню играть в футбол. Мать сшила ему футбольную форму, которой он очень гордился: «Вот так и рос с отцом на футбольном поле – вместе с мячом», — говорит мать.
В школе Саркис был одним из любимых и преуспевающих учеников. Все учителя советовали Саркису выбрать профессию педагога и преподавать иностранные языки: английский или русский.
Сильва рассказывает, что в школе в адрес сына всегда слышала хвалебные слова:
«Директор очень любил Саркиса. Помню, собрание было в 10-ом классе; и так как он хорошо учился, я всегда с гордостью садилась вперед. Учительница говорила обо всех по очереди, очередь дошла до Саркиса, она произносит: Восканян Саркис, я довольная улыбаюсь, она продолжает: «товарищи, если мы этого парня посадим среди руководителей нашего Берда, то он по своей культуре, словарному запасу ничем от них отличаться не будет, но почему во время урока плохо себя ведет?» Мне не по себе стало, все были довольны, в особенности учителя русского и английского. Я удивилась, на каком это уроке он себя плохо вел. Оказывается у них была молоденькая учительница, с которой он никак не находил общего языка. Я знала, что он болтун, что на уроках много разговаривал, но был очень скромным, не драчливым был, всех примирял между собой».
Несмотря на то, что Саркис с детства любил спорт, ему так и не удалось стать профессиональным спортсменом.
После окончания службы в армии он все-таки решает создать детскую футбольную команду в родной деревне и проводит бесплатные уроки по футболу на протяжении нескольких месяцев. Мать рассказывает, что он был очень воодушевлен детьми и надеялся, что однажды они вернутся с чемпионата по футболу с победой.
Спустя какое-то время Саркис уезжает в Ереван поучиться ремеслу, занимается ремонтными и строительными работами. «За два года ребенок многому научился, хорошим был ремесленником, все у него получалось, каждый палец — золото. Потом его зять, муж моей дочери, позвал работать в Ванадзор. Там и встретил будущую жену и влюбился. В 25 лет женился. У него двое детей. Сыну 2.5 года было, а дочери год и три месяца, когда он погиб. Вот такая была у моего сына судьба…оставил детей своих и жену»,- с болью говорит мать.
После женитьбы Саркис с семьей некоторое время жил в Ванадзоре, однако из-за проблем, связанных со здоровьем отца, вернулся в отчий дом. Мать всегда уговаривала Саркиса переехать с семьей в город, она за них боялась очень, так как со стороны границы по направлению деревни продолжались выстрелы: «Несмотря на мои уговоры остаться в городе, он не послушался, вернулся. Говорил: мам, я папу тут не оставлю больного. Сказал: хочешь, чтоб я приехал, спустился бы из автобуса и с опущенной головой по деревне домой бы пришел?»
В 2009 году Саркис Восканян поступает на контрактную службу, несмотря на протесты родителей.
Родители Саркиса говорят, что их сын был светом их очей, очень любил, когда дома царило хорошее настроение, когда играла веселая музыка и танцы. «Он был такой радостный, веселый,- говорит мать и смущенно продолжает — одна радость, веселье. Пускай разрушится дом того, кто разрушил этот мир за то, что разрушил очаги наших молодых. Разве можно, чтобы мать положила в землю 28-летнего сына, разве может она после этого спокойно положить голову на подушку, с чистой совестью ложиться? Какие мы после этого родители? Потом смотрю на этот мир и думаю: сколько таких как я родителей, перед которыми захлопнулись двери. Остались совсем одни, отец никак не может свыкнуться, всегда смотрит на дорогу, говорит «мой ребенок всегда по этой дороге приходил».
Мать рассказывает, что вся деревня оплакивала смерть Саркиса и сейчас, когда идет на кладбище, часто там бывают свежие цветы и ладан раскурен.
«Жена и двое детей Саркиса сейчас живут в Ванадзоре. Вчера его сыну исполнилось 5 лет. Позвонил и спрашивает меня: бабуль, ты пошла, сказала папе, что мне уже пять лет ? Вот эта и была жизнь моего сына…»,- с грустью говорит мать Саркиса.
Саркис Восканян погиб 1-ого марта, 2010 года в деревне Чинари Тавушского района от пули азербайджанского снайпера. Ему было 28 лет.
Цикл очерков «Боль людских потерь: прекращение огня» готовит к изданию общественная организация «Институт гражданского общества».
Если у вас есть информация о погибших вследствие нарушения режима прекращения огня солдатах или гражданских лицах, пожалуйста, пишите нам на электронный адрес [email protected] или звоните по номеру 098804800.
Цикл очерков подготовлен при финансовом содействии правительства Великобритании.
Фотографии Карине Ионесян