Он считал невозможным смену власти с помощью народа
После февральских президентских выборов 2008 года во всех выступлениях Левона Тер-Петросяна долгое время звучали месседжи в адрес Запада и России – с четкой целью и ожиданиями. Сначала интенсивные митинги, а потом прекращение митингов – по разным причинам, давали повод для размышлений. Внешний мир, в отличие от ожиданий Тер-Петросяна, не был намерен поддерживать оппозицию Армении. Почему? Это иная тема обсуждений. Но очевидно, что стоит поднять другой вопрос – а стоило ли надеяться на поддержку внешнего мира?.. Ведь когда ты представляешь внутри своей страны могучую силу, являешься состоявшимся лидером, то опираясь на поднявшееся на ноги общество, должен поступить так, чтобы сверхдержавы начали с тобой считаться…
В начале марта 2008 года первый президент РА и кандидат в президенты Л. Тер-Петросян в статье, опубликованной в «Вашингтон пост», коснувшись давления властей в предвыборный период на представителей оппозиции, случаев подкупа голосов, запугивания в день выборов избирателей, вбрасываний бюллетеней и других фактов избирательных нарушений, написал, что вызывает недоумение каменное молчание Запада.
Читайте также
«Больше всего вызвал недоумение доклад наблюдательской миссии ОБСЕ, который подтвердил ложные утверждения о победе Саргсяна. Мы в Армении пытаемся понять, в чем кроются корни подобного безразличия Запада в отношении изнасилованной у нас режимом Кочаряна и Саргсяна демократии», – отметил Тер-Петросян. Он высказал мнение, что Кочарян и Саргсян не могут править здесь после всего того, что сотворили 1 марта, и добавил: «Сейчас народ Армении от Запада и США ждет четкого осуждения и констатирует, что в произошедшем виновато правительство, а не оппозиция. Мы также надеемся на пересмотр результатов выборов. Если эти шаги не будут предприняты, то армяне сделают два нежелательных вывода: прежде всего, что мирные и законные средства борьбы неэффективны и бессмысленны, и, второе – Запад беспокоится о демократии тогда, когда это политически целесообразно».
После 5-дневной августовской русско-грузинской войны 2008 года проявилась истинная позиция Тер-Петросяна в отношении Запада и Кремля. В эксклюзивном интервью «А1+» 20 августа Тер-Петросян заявил: «Никто не может оспаривать, что войну развязала Грузия, намереваясь силой оружия ликвидировать Республику Южная Осетия. Также никто не может оспорить, что Россия, своим решительным вмешательством спасла южноосетинский народ от геноцида. Если бы русская помощь опоздала хотя бы на 6 часов, то сегодня Южной Осетии не существовало бы».
Можно представить, какую реакцию могло вызвать на Западе это заявление. Только по этому поводу надо отметить один факт. 21 ноября прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев, коснувшись августовской русско-грузинской войны 2008 года, сделал примечательное признание, которое сегодня стоит вспомнить. «Если бы РФ в 2008 году не перешла к решительным действиям, это привело бы к существенному расширению границ НАТО. Если бы мы в 2008 году проявили нерешительность, то сегодня были бы иные геополитические расклады, и ряд стран, которых хотели искусственно втянуть в Североатлантический блок, по всей вероятности, уже были бы там», –сказал Медведев, добавив, что РФ беспокоит присутствие у ее границ военного блока, который «создает определенные неудобства».
С осени 2008 года Тер-Петросян начал выступать с подчеркнутой позицией в отношении Запада, более того, Сержа Саргсяна он представлял как президента, отвернувшегося от РФ и кинувшегося в объятия Запада. На состоявшемся 17 октября 2008 года митинге он отметил:
«Отвернувшись от РФ и полностью возложив надежды на Запад в лице США и их союзника Турции, Серж Саргсян фактически вверяет им одностороннее урегулирование самой узловой проблемы внешней политики Армении – Нагорно-Карабахского конфликта. Основанием для такого вывода является то, что Запад явно стремится вытеснить из процесса урегулирования конфликта РФ … Осознает ли Серж Саргсян опасность устремления в объятия Запада и предоставления ему монополии на урегулирования НК проблемы, что, в конце концов, может привести к национальной катастрофе. Несомненно, нет!..».
В тот период первый президент РА считал, что запутавшийся в своих расчетах С. Саргсян не разберется в сложной геополитической ситуации: «Если ему кажется, что льстя Западу и проявляя готовность пойти на серьезные уступки, он может выиграть время и на этот раз тоже избежать урегулирования проблемы НК, а впоследствии также найти общий язык с РФ, значит, он в политике ничего не понимает».
На состоявшемся 1 мая 2009 года митинге Левон Тер-Петросян, в своем выступлении коснувшись завершившихся с «грустным» результатом процесса урегулирования армяно-турецких отношений, заметил также, что процесс не совсем лишен положительных элементов. «С одной стороны, естественная заинтересованность Турции в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений, а с другой стороны, обуславливание этого урегулирования ожидаемыми подвижками в армяно-азербайджанских отношениях создают некоторую почву для стимулирования процесса урегулирования НК конфликта. Надо считать положительной моральную ответственность, которую взял на себя Обама волею случая, что выдвигает обязательства перед руководимой им страной активнее и непредвзято вовлечься в процесс урегулирования армяно-турецких отношений, а также урегулирования НК конфликта. Барак Обама идеалист, в самом положительном смысле слова. Известно, что хотя миром обычно правят прагматики и циники, однако политику продвигают вперед появляющиеся время от времени идеалисты. Причем, говоря «идеалисты», я не имею в виду идеологов, а редких государственных деятелей, имеющих устойчивые принципы в вопросах нравственности, честности и справедливости».
На состоявшемся 17 сентября 2010 года митинге первый президент РА вновь был уверен, что С.Саргсян исчерпал лимит получения очередной поддержки от Запада, и нового документа о прощении грехов – «индульгенции» – не получит. «Известно, что Запад еще в предвыборный период, тем более, во время выборов и после них, по сути, закрыл глаза на всякого рода нарушения режимом законности, попрание прав человека, насилие, вплоть до убийства 1 марта мирных демонстрантов, насилия над политзаключенными», – вновь констатировал Тер-Петросян.
Осенью 2011 года первый президент РА выступил с «политическим анализом», в основе которого лежала цель «разрушить» власть Саргсяна с помощью сотрудничества с ППА.
Время от времени вбрасываемые в прессу интервью с указаниями для оппозиции руководителем Московского Армянского национального клуба «Миабанутюн» Смбатом Караханяном, считающегося «другом» АНК, а также связующим звеном между властями РФ и АНК и выставляя напоказ сознательное появление в русской «игре», становилось очевидным, что Тер-Петросян считает невозможным смену власти с помощью народа, и надежды АНК возлагает исключительно на Москву.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
P.S. Материал был почти завершен, когда вчера стало известно о том, что Л. Тер-Петросян не будет баллотироваться на президентских выборах. Наивных, конечно, нет, кто поверил бы, что самой веской причиной для отказа от выдвижения стал фактор возраста. После Гагика Царукяна фактически появился лидер еще одной политической силы, отказавшийся от участия в предвыборной борьбе. Тер-Петросян принципиально не говорит об «итогах» тактики сотрудничества с ППА и вообще, о причинах провала «политического анализа». Может быть, причина молчания по этому поводу в том, что Тер-Петросян осознал провал «политического анализа» и свой ошибочный расчет, в смысле связывания надежд с Г.
Царукяном… Как бы то ни было… Однако такой же наивностью будет думать, что Тер-Петросян когда-нибудь признает свою ошибку.
Газета «Аравот»