В Армении каждая вторая беременность прерывается искусственным путем. Армянские женщины в течение своей жизни делают в среднем 2 аборта. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Армянским офисом Фонда народонаселения ООН. Учитывая демографическую картину Армении и коэффициент рождаемости, который в расчете на 1 женщину равен 1,4, а по данным исследований демографии и вопросов, связанных со здоровьем – 1,7, искусственное прерывание жизни каждого здорового ребенка, можно сказать, является катастрофой. Коэффициент рождаемости, согласно статистике, в расчете на 1 женщину составляет 1,4, в то время как для обеспечения прямого воспроизводства необходим 2,1.
29-летняя Наира за 8 лет замужества сделала 3 аборта. Согласно ей, после рождения первого ребенка – дочери, она не пожелала родить вторую дочь: плохие социальные условия, низкий доход, неудобства съемной квартиры для нее были настоящим стрессом, а тут еще заиметь второго ребенка. В беседе с «Аравот» Наира рассказала, что хотя до замужества и планировала иметь 3 детей, но жизнь продиктовала иной путь: «Откуда мне было знать, что дела мужа будут настолько плохи? Я понимаю, что 3 раза убила человека, но и меня поймите. Я, родив на свет Божий этих детей, может быть, сделала бы их еще несчастней. Не растят голодных и голых детей. А потом бы не смогла книги и тетради покупать.. И сказали бы мне в один прекрасный день – не могла содержать, не рожала бы. Не знаю, наверное, Бог меня поймет и простит». Три аборта Наире обошлись очень «дорого». Сейчас, когда решила родить второго ребенка, причем по требованию мужа («если сына не родишь, буду иметь от другой женщины»), Наира не может забеременеть из-за серьезных проблем со здоровьем. По ее словам, « Пью лекарства …, … но не беременею. Врач говорит, что это из-за абортов. Я знала, что аборт может вызвать бесплодие, но тогда к этому серьезно не относилась».
Как утверждают специалисты, аборты опасны на поздних сроках беременности – после 12 недель, и если учесть, что в Армении на первом месте аборты, обусловленные полом ребенка, то они однозначно могут иметь серьезное воздействие на здоровье женщины.
«Последствия абортов бывают очень сложными, могут быть непосредственно во время вмешательства, поскольку аборт – слепое вмешательство, врач делает его, полагаясь на ощущения. Если даже в этот момент все пройдет успешно, кажется, женщина хорошо себя чувствует, есть опасность позднего осложнения, каковым является бесплодие. Прошло некоторое время, женщина решает родить ребенка, пытается и не может забеременеть. А когда расспрашиваем, то видим, что в прошлом у нее были аборты. Ни один врач, даже самый опытный, никогда ни одной женщине не может дать 100-процентную гарантию, что у нее не будет осложнений», – отметила в беседе с нами акушер-гинеколог Сатеник Матевосян. В ее практике почти в 100 процентах случаев все те женщины, которые решились на искусственное прерывание беременности, потом сожалели об этом: «Всегда приходили и говорили: доктор, почему я не послушалась вас и сделала аборт. Сейчас женщина, которую я два года назад уговаривала не ходить на аборт, пришла ко мне и лечится от бесплодия. Это трудноизлечимое заболевание. В случае вторичного бесплодия возникают спайки в маточных трубах, в полости
Читайте также
матки, лечить это очень и очень трудно. Можно произвести искусственное оплодотворение, экстракорпоральное оплодотворение, а это стоит очень дорого, и не всякая семья имеет такие возможности, еще и дать 100-процентную гарантию – невозможно. Женщины должны знать обо всем этом до того, как решиться на аборт. В конце концов, есть несколько способов избежать нежелательной беременности». Когда мы поинтересовались у сделавшей 3 аборта Нарине, почему не использовала противозачаточные средства, если тогда не хотела забеременеть, она ответила: «Я слышала, что они вызывают гормональное нарушение, а муж отказывался использовать презервативы». О кабинете по планированию семьи Нарине услышала впервые от нас. В Армении кабинеты по планированию семьи созданы еще в начале 90-ых, сегодня есть 75 таких центров. Показатель распространенности противозачаточных средств с 1994 по 2010 гг. вырос с 1 процента до 27 процентов. Это согласно данным Фонда ООН в области народонаселения. Тем не менее, в Армении информированность об этих кабинетах находится на низком уровне. Сегодня современная фармацевтика производит такие противозачаточные средства, что они в редких случаях оказывают побочное действие. Однако наши опросы даже в некоторых аптеках столицы показали, что в месяц контрацептивные средства покупают всего 2-3 женщины.
«Противозачаточные средства старого поколения оставляли негативные последствия. Однако беспокойство по поводу средств нового поколения неуместны. То, что информированность о кабинетах по планированию семьи низкая, это упущение государства. Создали эти кабинеты, но государство до сих пор не покупает контрацептивы, чтобы настроить женщин, мы покупаем и раздаем. Надо повышать сознательность, чтобы женщины не шли на аборт, а пользовались рядом противозачаточных средств», – сказал в беседе с «Аравот» руководитель Армянского офиса Фонда ООН в области народонаселения Гагик Айрапетян.
Не только аборты приводят к бесплодию, но и половые инфекции, которые если долго не лечить, тоже могут привести к бесплодию. 23-летняя Марине не беременела первые 2 года замужества, а свекровь обвиняла ее: «Что за невестку бесплодную невестку привела». Однако, как рассказала Марине, когда они обратились к врачу, выяснилось, что у нее непроходимость труб, которая возникла из-за заражения хламидиозом, который передался ей через мужа. И после длительного и дорогостоящего лечения она забеременела, но два раз у нее произошел выкидыш, и свекровь вновь обвинила невестку. Спустя некоторое время после третьей беременности врач выяснил, что у Марине опять половая инфекция, на этот раз свекровь заставила освободиться от плода, аргументировав тем, что «родится больной ребенок». А специалисты констатируют, что ни одна половая инфекция не является показанием к прерыванию беременности. Для каждого случая половой инфекции специальная схема лечения беременных, и прерывать беременность не следует, если у плода нет никаких проблем. Сегодня в Армении есть очень хорошие лекарственные препараты, которые хорошо лечат половые инфекции. Даже в случае СПИДа нет показаний к прерыванию беременности», – сказал кожвенеролог Ованес Ованнисян в беседе с «Аравот». А С. Матевосян сказала, что диагностировать половую инфекцию не сложно. Например, хламидиоз поражает маточные трубы, вызывает воспаление, спайки, и трубы закрываются, отчего и становится невозможной беременность, а половую инфекцию лечить легче, чем возникшее вследствие нее бесплодие.
По словам начальника отдела материнства и защиты репродуктивного здоровья Гаяне Авагян, по официальным данным, ежегодно на 45 тысяч родов приходится 7000-7500 случаев аборта,
однако в последнее время эта цифра снизилась. Согласно Фонду народонаселения ООН, одна из шести женщин репродуктивного возраста страдает бесплодием. У нас эта цифра составляет 168 процентов, критический показатель, установленный ВОЗ, составляет 15 процентов.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»