Согласно мнению бывшего начальника отдела НАТО МИД РА Марты Айвазян, нечестность в публичном слове и в действиях укрепилась как почти абсолютная политическая категория
– Можно ли 2012 год с точки зрения внешней политики назвать для Армении удачным? Как вы оцениваете уровень сотрудничества Армении с европейскими структурами, НАТО, а также РФ в прошедшем году?
– Уже довольно долго внешняя политика, проводимая Арменией, обусловлена в основном двумя факторами: прежде всего, для воспроизводства действующей власти и сохранения нынешней внутриполитической системы, и если не для обеспечения внешней поддержки, то хотя бы маневрирования между проблемой нейтрализации возможных препятствий и «угроз» и зачастую взаимоисключающего диктата внешних сил и структур.
Не сказала бы, что в 2012 году внешняя политика с этой точки зрения в целом отличалась от предыдущих лет. Сотрудничество с разными европейскими структурами, НАТО проходило в рамках программ по сотрудничеству. С ЕС чуть активней и эффективней, были подписаны документы, углубляющие сотрудничество. То же самое происходило в рамках сотрудничества с РФ и странами ОДКБ. Считать эти процессы достижением или успехом, который укрепил позиции РА и его рейтинг на международной арене, я не могу, тем более что, в частности, процессы в рамках сотрудничества с РФ и ОДКБ, по сути, ограничили суверенитет Армении и стали препятствием для развития нашего сотрудничества с другими структурами и государствами. В этом смысле 2012 год еще больше усугубил противоречия между этими двумя направлениями, уменьшил возможность маневра между ними и в сложившихся условиях сделал Армению более уязвимой.
Читайте также
– Удастся ли, на Ваш взгляд, властям Армении избежать выбора между ЕС или Евразийским союзом, возможно ли здесь маневрирование? В настоящее время Армения вошла в процесс, связанный с заключением Ассоциативного соглашения о зоне свободной торговли, с другой стороны, разворачиваются процессы вокруг Евразийского и Таможенного союзов. Относительно выбора Армении в этом вопросе европейские дипломаты сделали несколько жестких заявлений. Будет ли выдвинуто или поставлено ли такое требование перед властями?
– Рано или поздно, но Армения будет вынуждена уточнить свои позиции и сделать выбор. Выдвинуто ли уже формальное требование для такого выбора или нет, я не могу сказать. Но это требование предполагалось изначально, и сегодня реалии таковы, что это прежде всего будет касаться не выбора – Запад или Россия, а независимого, суверенного сотрудничества или абсолютного подчинения.
Нынешняя Россия никогда не потерпит горизонтальных отношений с современной Арменией, а Армения, оказавшаяся окончательно в вассальной зависимости в институциональной форме от России, не только не будет представлять никакого интереса для Запада как партнер, но и будет рассматриваться как постоянный источник напряженности в регионе, а в случае определенных развитий – угрозой безопасности. Когда наступит момент этого выбора, к сожалению, сегодня зависит не от властей
Армении или воли и выбора граждан РА, а от того, какими будут политические повестки Москвы и Запада, с какой скоростью и глубиной РФ захочет вовлечь Армению в рамки Евразийского и Таможенного союзов, какая реакция будет со стороны наших западных партнеров, структур, и каким в этот момент будет потенциал Армении, с точки зрения противостояния этим давлениям, или в каком из этих ареалов окажутся личные интересы правящего режима.
Если после президентских выборов внутриполитические развития приведут к формированию новой, крепкой оппозиции, которая сбалансирует власть, то это даст возможность Армении отложить момент этого выбора, и только в случае системных изменений, формирования руководствующейся четким осознанием государственных и национальных интересов, пользующейся поддержкой народа власти станет возможным сделать этот выбор, исходя не из диктата внешних сил, а собственных интересов.
– Почти через месяц в Армении состоятся президентские выборы. Серж Саргсян, вроде не имеет серьезного конкурента, и исход выборов считается предрешенным. Следствием чего является такое положение дел, и может ли в таких условиях переизбранный президент быть достойным партнером для международного сообщества, или степень его уязвимости возрастет еще больше?
– То, что сегодня действующая власть осталась почти одна в президентской предвыборной борьбе, и уже не существует имеющей необходимый потенциал оппозиции к этой власти – это печально, но факт. Это – результат того, что сформировавшаяся во время предыдущих президентских выборов и пользующаяся мощной, всенародной поддержкой оппозиция, которая почти 4 года была одним из факторов формирования политической повестки Армении, по каким-то причинам отклонилась от своих первоначальных целей, вошла в плоскость сделок с разными ветвями власти и проиграла, потеряв общественную поддержку. И сегодня, по сути, стала внутренне истощенной и не имеющей какого-либо действенного влияния, существующей всего лишь в формате парламентской фракции в составе из 7 человек, носящей титул АНК.
Во время этого процесса именно оппозиция обесценила все те девизы, вокруг которых объединилось подавляющее большинство нашего общества. Нечестность в публичном слове и действиях была установлена почти как абсолютная политическая категория, применялась и продолжает применяться в основном против бывших и нынешних товарищей по оппозиционной команде. Исчерпались внутренний потенциал для достижения смены власти и системных изменений путем объединения сил народа, исчезла и вера народа в осуществление целей этим путем, и тем самым несоразмерно увеличились роль и значение внешних сил в нашей внутренней жизни.
Конечно, в таких условиях «избранная» или «переизбранная» власть не может быть полноценной и, исходя из собственных интересов, обеспечения жизнеспособности, безопасности, должна пойти на некоторые системные изменения, быть заинтересованной в формировании сильной и принципиальной оппозиции.
Что касается международного сообщества, то оно в своих отношениях в основном руководствуется принципами политико-экономических интересов и прагматизма, в определенных случаях – нормами законности или демократии, тогда как формулировки «достойный» или «недостойный» находятся в других плоскостях и не применимы в данном контексте. А степень уязвимости вряд ли станет выше, чем в предыдущие пять лет, хотя бы по той причине, что предстоящие выборы пройдут несравнимо спокойно и без потрясений, чем предыдущие президентские выборы, и обеспечат иллюзию легитимности власти.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»