Как считают специалисты, граница откроется после ратификации Международной конвенции о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.
Недавно Грузия выставила на аукцион порт, который Армения могла бы спокойно приобрести, облегчив тем самым проблемы наших предпринимателей, и они были бы застрахованы от капризов владельцев портов. Однако у нас так и не проявили никакой заинтересованности, тогда как для такой страны как Армения, не имеющей выхода к морю, иметь порт очень важно. Хоть и с опозданием, но вроде с нашей стороны уже предпринимаются определенные шаги для того, чтобы иметь выход к морю.
В прошлом году в Национальном собрании обсуждался вопрос ратификации Конвенции 1965 года о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю. Она, по всей вероятности, будет утверждена.
По поводу того, почему мы с таким опозданием интересуемся конвенцией, тогда как наши соседи – Грузия и Турция давно уже пользуются этим договором, экономист Татул Манасерян высказал следующее мнение: «15 лет говорим о ее необходимости, о том, что Армения обязана присоединиться, чтобы мы могли поднимать наш голос, требовать от этих стран возможность выхода к морю. А этот выход предоставляется бесплатно и беспрепятственно, в отличие от существующей в настоящее время ситуации. Сегодня мы платим этим странам за транзит. Я предполагаю, что министерство иностранных дел в течение прошедших лет не было достаточно информировано, или же не хватало компетентности. Другая причина, что столько лет ничего не делалось, заключается в том, что экономическая дипломатия у нас хромает, даже можно сказать, отсутствует, а Грузия, Иран, Турция и Азербайджан этой дипломатией владеют блестяще».
Читайте также
Как сказал господин Манасерян, Армении ратификация конвенции однозначно выгодна, особенно для местных производителей, которые могут экспортировать свою продукцию, а импортеры ввозить товар по довольно низким ценам.
На наш вопрос о том, можно ли иметь выход к турецкому побережью, не имея дипломатических отношений с Турцией, и не будет ли создавать Турция нам препятствия, специалист указал: «В случае присоединения к конвенции, политические шаги, направленные на открытие армяно-турецкой границы, будут опираться на международные нормы на более высоком уровне, и в отношении Турции уже будет выдвинуто требование, а не по ее капризу – открывать или не открывать границу? Турция обязана открыть выход к морю». По мнению господина Манасеряна, ратификацией конвенции армяно-турецкая граница откроется косвенным образом: «Турция является членом большинства международных организаций, уже сколько лет стремится в Евросоюз и, естественно, не может этого сделать при наличии закрытых границ и попирая подобные важнейшие договоры».
Что касается Грузии, за пользование территории которой этой стране выплачивается таможенная пошлина в размере 30 процентов… На вопрос о том, не создаст ли она для нас препятствий, поскольку, согласно конвенции, таможенные пошлины больше выплачиваться не будут, господин Манасерян дал оптимистический ответ. По мнению экономиста, новый премьер-министр Грузии намного лучше разбирается в бизнес-интересах, и понимает, что необходимы взаимовыгодные отношения: «Излишнюю пугливость, которую проявляло наше правительство во времена всех режимов в случае с Грузией, считаю неуместной, потому что надо помнить, что мы на протяжении многих лет обеспечивали Грузию электроэнергией. И смысл экономической дипломатии заключается именно в том, чтобы мы смогли создать
правильные взаимовыгодные отношения, чтобы смогли использовать государственный долг Грузии за электроэнергию, который мы продлевали несколько раз, и который является очень важным предметом для переговоров,. Цивилизованно напомнить – Грузия вместе с Арменией, является членом Всемирной торговой организации (ВТО), главным принципом которой является недискриминационное отношение, а Грузия по сей день проявляет по отношению к нам дискриминацию. За то, что ВТО не наказала Грузию, ответственность несем мы, мы не оглашали вопрос, мы должны были обратиться и сказать, что эта страна попирает принципы ВТО».
Согласно специалисту, ратификация конвенции приведет также к ликвидации монополии, появлению здоровой конкуренции и здоровым экономическим отношениям: «Пусть с опозданием, но это очень важный шаг. Я уверен, что НС утвердит, и мы ратифицируем конвенцию». После ратификации мы, фактически, сможет иметь суда под армянским флагом в тех морях, которые имеют выход к океану, и владеть в таких морях своими портами.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»