Согласно Давиду Шахназаряну, после «самоочищения» и «ополаскивания» ничего не остается, как объявлять джихад
-Господин Шахназарян, вначале вкратце: чем выделился политический год 2012-ый?
— 2012-ый был особенным в истории нашей независимости. Был брошен серьезный вызов государственности и суверенитету Армении. Имею в виду цели вовлечения Армении в Таможенный союз и Евразийский союз в рамках так называемых «интеграционных» процессов в новой политике России. Эта опасность, как представляется, больше той угрозы, направленной на подрыв территориальной целостности Армении в 2001г, когда Кочарян и Осканян официально взяли на себя готовность уступить территории Республики Армения. В 2012г опасная для государственности площадка была создана также в самой Армении. В оппозиционном поле сформировался блок с криминально-олигархической осью, целью которого было достичь любой ценой большинства на выборах 6-го мая [2012-го года] в Национальное Собрание (НС), сформировать правительство и повести Армению в Таможенный союз и Евразийский союз.
— Есть ли на нашей политической арене проблема разделения на прозападные и пророссийские силы?
Читайте также
— Отмеченное Вами размежевание со всей остротой возникло со стороны Армянского национального конгресса (АНК) после «политологического анализа» и особенно после выборов в НС. В действительности, в Армении нет прозападных партий и политических деятелей в том смысле, в котором хотят представить те силы, которые хотели бы Армению окончательно превратить в политический и хозяйственный придаток России. В Армении есть силы, которые просто обслуживают российские интересы, во-вторых, силы, которые откровенно считают, что в нашей стране утверждение демократии и европейских ценностей нереалистично, и все внешние отношения Армении должны стать производными от интересов России (кстати, эти силы откровенны в отличие от указанных мною предыдущих), и [в-третьих,] политические силы и деятели, которые считают, что в Армении необратимому утверждению общечеловеческих ценностей, то есть европейских, альтернативы нет. Армения с Россией в качестве партнера должна иметь эффективные отношения, в том числе в сфере безопасности. Это должны быть отношения между двумя субъектами международного права, и Россия обязана уважать нашу государственность и наш суверенитет. Одновременно, Армения должна вести сбалансированную и многостороннюю внешнюю политику, в частности, должна расширять и углублять отношения с Европейским Союзом и НАТО. Для Армении очень важно подписание с ЕС Договора о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, который может существенно изменить экономическую ситуацию в Армении и послужить стимулом хотя бы для ослабления разрушительной роли олигархии.
— Три оппозиционные силы в Национальном Собрании – ППА, АНК и АРФД – не участвуют в президентских выборах, не поддерживают какого-либо кандидата. Как Вы относитесь к решению этих сил?
— В сущности, составляющие Объединенный штаб силы бойкотировали выборы, пока не ясно, этот бойкот активный или пассивный. ППА не выдвинула кандидата, поскольку была конкретно предупреждена, что на президентских выборах власть больше не даст возможности применять те методы, которые обеспечили столько голосов на майских выборах в НС. Имею в виду покупку голосов, политическую благотворительность, давление в отношении избирателей и кандидатов и т.д. Считаю, что ППА также учла ту действительность, что АНК больше не в состоянии представлять ППА не только в качестве единственного спасителя и «рожденной в Армении партии», но и вообще в качестве просто политической силы и жертвовать в ее пользу голоса своих последователей, поскольку АНК уже имеет серьезную проблему в плане общественного доверия.
Но даже в этой ситуации я не считаю, что эти силы окончательно остались вне политики. Пока что составляющие Объединенный штаб силы законсервированы, заболочены, но не исключаю, что впоследствии, если каким-то чудом в Армении начнутся позитивные перемены, они попытаются создать «Объединенный штаб-2», продолжат свою борьбу против нашей государственности и суверенитета и вновь попытаются представить это как борьбу против властей. Однажды я эти силы уже назвал пятой колонной. Их задачей было удержание гражданского общества Армении в поле интересов России, но это уже потерпело провал. Значительная часть гражданского общества реалистична и уже четко разграничивает интересы государства от интересов властей и политических сил. Гражданское общество должно сохранить бдительность, чтобы не оказаться «внутри линии» ни властей, ни оппозиции.
— Господин Шахназарян, выступление Сержа Саргсяна на 14-ом съезде Республиканской партии Армении (РПА) Вы оценили положительно в беседе с «А1+», что стало поводом для критики и спекуляций, Вас обвинили в поддержке властям. Какое именно положение в выступлении Сержа Саргсяна Вы считаете положительным, верите в лозунг «Вперед, к благополучной Армении»?
— Да, это выступление С. Саргсяна оцениваю положительно, особенно положения о внешнеполитических развитиях. Другой вопрос, какова степень доверия в отношении выступления С. Саргсяна со стороны как общества, так и политических сил, и на сколько процентов оно станет реальностью, учитывая тот непреложный факт, что сегодня самым опасным внутриполитическим вызовом является олигархическая система (не путать систему с персонами) и я оцениваю это как нечто еще более опасное, чем указанные мною внешние угрозы. Проблема здесь, ибо власть С.Саргсяна за прошедшие пять лет не добилась успеха ни в одной сфере, все инициативы провалились, и власть по сей день не сказала, что же она сделала, пока что слышим исключительно обещания, слова, слова, слова… Давайте признаем реалии: к сожалению, возможность осуществить реформы есть только у сегодняшней власти. Но нет даже малейшей гарантии их осуществления. Также нет никакой гарантии в плане внешних проблем, что после этих выборов власти не присоединятся к пятой колонне и не будут вынуждены согласиться на членство Армении в Таможенном и Евразийском союзах. Кстати, отмечу, что всего лишь несколько дней спустя после выступления на съезде РПА, когда С.Саргсян выступал в Москве по российскому телевидению, он просто ни слова не сказал о приоритетности европейской политики Армении, которую он представил на съезде РПА.
С.Саргсян на съезде РПА в своей речи выдели тезис «благополучной Армении». Но о каком благополучии может идти речь в сегодняшней Армении?… Вместе с тем, у меня нет сомнений, что ситуация сейчас была бы худшей, если бы сегодня в Армении правительством был бы Объединенный штаб. Оппозиция в составе ППА-АНК выступала с тех позиций, что единственной проблемой Армении является Серж Саргсян, а не олигархия. И выдвинув лозунг «Консенсус минус Серж Саргсян», она боролась против С. Саргсяна. Их целью была не ликвидация олигархии в Армении как системы, а всего лишь должность главы этой системы. Этот курс фактически пользовался поддержкой со стороны России.
О власти. Один из фрагментов Республиканской партии вместе с европейскими структурами Сержа Саргсяна представляет в качестве борца с олигархией и реформатора. Вполне осознавая, что в действительности между Сержем Саргсяном и олигархией нет никакой разницы и размежевания, тем не менее, я оцениваю данное выступление Сержа Саргсяна положительно, поскольку считаю, что в качестве программного документа оно адекватно нынешним внутри- и внешнеполитическим вызовам Армении.
К критике отношусь нормально, с пониманием, но никогда не был сторонником принципа «чем хуже, тем лучше». Что касается распространяемых на уровне сплетен обвинений, то имею достаточно политического опыта, чтобы на них не реагировать. Хорошо знаю, заказ каких кругов выполняют эти шептуны, часть из которых – осознанно, другая – слепо веруя. Последних мне искренне жаль.
— Как Вы относитесь к тому утверждению, что политические союзы и сотрудничество должны быть продиктованы «абсолютным прагматизмом»?
— Во внутренней политике «абсолютный прагматизм» – это тот же realpolitik, и считаю, что это неприемлемо. Во внутренней политике это приводит к искажению системы ценностей и сводит к ситуации, когда средства начинают формировать цели, которые уже не могут иметь под собой политических и логических обоснований. И естественно, что в условиях отсутствия аргументов ничего не остается, как после «самоочищения» и «ополаскивания» объявлять джихад тем, кто придерживается иной точки зрения, навешивать ярлыки на оппонентов и называть их «смутьянами» и «шпионами». Произошедшее в 2012-ом является ярким свидетельством того, что случается, когда оппозиция во внутренней политике руководствуется только realpolitik. Даже во внешней политике, если находишься в оппозиции, а не во власти, и то не всегда можно использовать realpolitik.
— В июле в интервью Первому Информационному Вы отмечали, что в ходе диалога АНК с властью со стороны Конгресса была проведена неверная переговорная политика. Вы не детализировали, что имели в виду, отметив, что, может, в будущем будете говорить об этом. Более детально скажете сегодня, в чем были ошибки в ходе переговоров АНК с властями? Кстати, Вас также обвиняют в том, что являетесь основным апологетом этого диалога.
— Никогда не уходил от ответственности. Да, считайте, что ответственным за начало диалога являюсь я! Считал и считаю это правильным политическим шагом, об этом выступал публично и не буду повторяться. Диалог уже в правовом отношении закрепил тогда следующую реальность: политическое поле Армении имело два полюса – власть и оппозиция в лице АНК. На первом этапе диалога удалось сформировать повестку, предложенную АНК, что является важнейшей задачей в ходе любых переговоров. А поводом для провала диалога послужил арест Тиграна Аракеляна, поводом, но не самой причиной. После формирования повестки диалога АНК пошел фактически по пути прекращения диалога, что и послужило реальной причиной провала диалога. Об этом поподробнее я буду говорить в будущем. Примечательно, что спустя короткое время после провала диалога АНК объявил об изменении своих целей и политики и, уступив свое место в политическом поле одной из партий во власти, переместился в ретроградную, криминально-олигархическую часть политической системы. Между провалом диалога и порождением «политологического анализа» и вижу прямую и органическую взаимосвязь.
— Господин Шахназарян, будете ли поддерживать какого-либо кандидата на предстоящих президентских выборах?
— Говорить об этом преждевременно. Одно дело голосовать, другое – политически поддержать, поскольку когда поддерживаешь какого-либо кандидата, то принимаешь на себя политическую ответственность за всю последующую политическую деятельность этого кандидата, как в случае его победы, так и поражения. Пока еще не представлены полностью программы и подходы кандидатов, нет конкретики в преследуемых кандидатами целях. Будет наивностью считать, что этими выборами решится вопрос демократии и реформ. Считаю, что после президентских выборов могут развернуться активные политические процессы. Важнейшей задачей является формирование в Армении такой политической системы, которая сможет противостоять внутренним и внешним вызовам. 2013-ый год – это очень важный, решающий в стратегическом отношении политический год.
Эмма Габриелян