Паруйр Айрикян снова заговорил о «чекистах» в контексте совершенного на него покушения. Я примерно понимаю, что он имеет в виду, но полностью уловить его мысль не получается, потому что слова «чекист», «кагэбэ», «агент» используются в разных смыслах. Например, в январе 1994 года, во время многотысячных митингов (в то время не было никаких социальных сетей и сайтов, и большинство людей просто ругались вслух), радикальный оппозиционер Ашот Манучарян, среди прочих обвинений и оскорблений назвал меня «агентом кагэбэ». Как я понимаю, уважаемый мной деятель подразумевал нечто плохое, негативное. У меня не было повода уточнить, какое именно «кагэбэ» он имел в виду, советское, русское или армянское. По моим представлениям, агентами советского «кагэбэ», в частности, являлись те, которые «доносили» о рассказанном во время застолья анекдоте о Брежневе, а затем у рассказчика возникали проблемы на работе. Но после 1985 года таких проблем уже не существовало, и люди, занимавшиеся отвратительными доносами, нашли себе место для деятельности в других сферах. Например, стали «национальными деятелями».
Но в негативном смысле термин «чекист» по-прежнему существует. Например, те, кто тайно прослушали и распространили запись разговора в кафе Вардана Осканяна и Левона Зурабяна. (Если бы это сделали не они, то виновный давно был бы найден и уже сидел бы, как это произошло в случае с одной актрисой). Скажите, пожалуйста, в каком смысле такое тайное прослушивание внесло вклад в нашу национальную безопасность? В никаком! Это как раз тот случай, когда спецслужбы используются в политических целях.
Возможно, когда Айрикян и другие инакомыслящие говорят о «чекистах», они имеют в виду именно эти, схожие структуры, имеющие политические функции. Но государства через такие структуры, имеющиеся в своей и других странах, осуществляют операции в чужих государствах, исходящих из политических интересов собственной страны. Следовательно, речь идет не о политических функциях вообще, а о таких, которые направлены на удовлетворение не государственных интересов, а властей. Остается только доказать, что какой-то стране, или даже властям какой-то страны выгодно дестабилизировать ситуацию в Армении.
…Фрагмент из старого советского фильма, название которого я не помню. Дзержинский наказывает своего подчиненного моряка, который «по ошибке» расстрелял какого-то подозрительного «интеллигента». Моряк оправдывается: «Феликс Эдмундович, он был контрой, контрой, я это печенкой чую». «В следующий раз, – строгим тоном говорит ему начальник ЧК, – будешь думать не печенкой, а головой».
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН