Кандидат в президенты Паруйр Айрикян не воспользуется имеющимся правом и не обратится в КС с требованием отложить намеченные на 18 февраля президентские выборы. Еще вчера в полдень Айрикян имел серьезные намерения обратиться в КС, выразив при этом уверенность, что «терроризм и выборы на основе демократических принципов несовместимы».
Представители Айрикяна заявили, что возникли непреодолимые препятствия, но кандидат не желает «спекулировать» этим. Однако штаб лидера ОНС выразил готовность обсудить с остальными кандидатами вопрос выступления с «совместным подходом», если кто-то из них пожелает обратиться в КС с требованием отложить выборы.
Вообще, произошедшее с Айрикяном раскрыло примечательные вещи. Выяснилось, что несколько кандидатов в президенты склонны отложить президентские выборы. Обоснование сторонников отсрочки заключается в том, что в случае отсрочки президентских выборов и ко времени новых выборов Серж Саргсян уже сложит свои полномочия, а выборы будут организованы исполняющим обязанности президента. Из этого явствовало, что, мол, в новой ситуации станет возможным проведение конкурентных выборов.
Кажется, что в некоей новой политической ситуации был выдвинут вариант о продвижении вперед по новым правилам игры. Однако, в действительности в основе всего этого лежат более глубинные проблемы.
Читайте также
До того, как Айрикян принял решение, стало очевидным, что участники предвыборной кампании склонны еще больше накалить предвыборную борьбу, внести в политическое поле новую интригу, новое напряжение. 2 февраля Андреас Гукасян открытым письмом призвал Паруйра Айрикяна обратиться в КС с требованием назначить новые выборы, обосновав это следующим образом: «В этом случае я вижу для себя возможность, следуя вашему совету, отказаться от голодовки и в период до новых выборов начать совместную борьбу, чтобы не позволить раздающим предвыборные взятки и проводящим антиконституционную деятельность партиям участвовать в новоназначенных выборах».
«Наилучшее решение пока что – отсрочка выборов на две недели – до поимки преступника», – сказал руководитель партии «Свобода», депутат фракции АНК в НС, бывший премьер-министр РА Грант Багратян.
Другой кандидат в президенты Арам Арутюнян заявил, что если первую миссию Айрикяна связываем с независимостью, то вторую видим в отсрочке президентских выборов. А эпосовед Вардан Седракян даже пригрозил, что если Айрикян не отложит выборы, он, воспользовавшись своими правами, обратится в КС.
Вчера координатор предвыборного штаба Андреаса Гукасяна заверил, что «борьба не завершится голодовкой, она продолжится». Кроме кандидатов в президенты, проявляют активность структуры, не принимающие участия в предвыборной борьбе: в день 25-летия Арцахского движения Предпарламент проведет в Маштоцском парке собрание по вопросам самоорганизации «с целью создания в Армении государства нового качества».
В социальных сетях распространяется призыв: «Ты отвергаешь «выборы»? Приходи 20 февраля, в 18.00 в парк Маштоца».
Известно, что 1 марта митинг намерен провести и АНК. Таким образом, можно констатировать, что «мирная» предвыборная борьба, более того, внутриполитическая «стабильность» в Армении – только кажущаяся.
Решение Айрикяна точно уж «не по сердцу» многим силам, и вероятно мы станем свидетелями новой волны критики в его адрес. Однако вопрос, почему и кто проявлял заинтересованность в вопросе отсрочки и назначения новых выборов после случившегося с Айрикяном, остается открытым.
Если это – силы, отказавшиеся от предвыборной борьбы, то, как говорится, все еще впереди: после 18 февраля Сержа Саргсяна в период его второго президентства ожидают проблемы.
Трудно сказать, какая сложилась бы ситуация спустя несколько дней после назначения новых выборов. Оппозиция была «на улицах» почти 4 года, у нее было множество поводов показать власти не только свою силу, но и выдвинуть конкретные требования и добиться успехов. Однако, начиная с какого-то момента, предпочтение было отдано закулисной политике, «результаты» которой известны всем.
А продолжают ли пользоваться доверием общества силы, представляющие себя «альтернативой» властям, но потом отказавшиеся от предвыборной борьбы?.. Это вопросы, ответы на которые также остаются открытыми.
Возможно, что у сил, стремящихся внести напряженность в процесс президентских выборов, внести оживление в политическую жизнь, есть вполне понятная задача – цель – не уступить какой-либо новоявленной силе оппозиционное поле. Однако, если задача этих сил стратегическая, более того, если в этом заинтересованы также и внешние силы, в таком случае можно предположить, что Сержа Саргсяна ждут не столь уж легкие времена, и стреляющие сюрпризы «мирной» предвыборной борьбы – только лишь начало.
Эмма ГАБРИЕЛЯН