«У него на лице всегда была улыбка»
«Каждый раз, когда приходили домой, в первую очередь здоровались с бабушкой, а уж потом шли дальше. Он очень уважал старших», вспоминает Ваге, самый близкий друг Паруйра.
Паруйр и Ваге учились в школе номер 113, в Ереване. Они были одноклассниками. Ваге вспоминает, как они с Паруйром ругались поначалу, но с 8-ого класса стали друзьями не разлей вода: «Паруйр был очень дружелюбным, добрым и честным человеком. Со временем друзья меняются, но наша дружба, которая основывалась на доверии и искренности, всегда была крепкой».
После окончания школы, Паруйр поступил в училище номер 5, где три года обучался ваянию. Мать, Армине, рассказывает, что он очень любил работать с камнем, а больше всего любил делать хачкары.
Читайте также
У деда Паруйра, Жоры, десять внуков, но когда говорит о нем, всегда отмечает: «Мой Паруйр был очень хорошим парнем, доброжелательным, добрым, трудолюбивым: все у него в руках ладилось, все задумки осуществлял. Он был общительный, любил шутить и всегда улыбался».
У родителей и членов семьи есть много воспоминаний, связанных с Паруйром. «Он пошел в первый класс, первого сентября вместе с родителями пошел в школу с большим букетом в руках; должен был отдать цветы учительнице, но не захотел: несмотря на уговоры родителей, не согласился отдать цветы учительнице, принес их обратно домой и подарил мне», — вспоминает бабушка Паруйра и добавляет, что он был очень внимательным, и когда она болела, Паруйр сам за ней ухаживал, давал лекарства и чай.
«Первые годы учился в школе на «отлично», но потом ослаб. В школьные годы был очень живым ребенком, все проделки друзей брал на себя, но все его очень любили. Из всех предметов он больше всего любил историю армянской церкви, у него была вера. Он был простым, чистым, наивным, по-своему воспринимал жизнь и был совершенно бесхитростным»,- рассказывает мать.
Паруйр был старшим сыном в семье и всегда пытался помочь родителям: с 15-и лет делал разную работу и планировал после возвращения из армии стать парикмахером, открыть собственный салон, заработать денег и построить себе отдельный дом.
В 2009 году Паруйра призвали в армию.
«Он ушел в армию в прекрасном настроении. Через неделю после того, как его забрали, мы поехали его навестить, не дожидаясь присяги. После этого не получилось к нему поехать, да и он не разрешал. После его призыва в армию видели Паруйра только этот один раз. Много говорили по телефону, он всегда говорил: «не беспокойтесь, у меня все хорошо»,- говорит отец Паруйра, Арарат.
«Он не был обидчивым, был очень непосредствнным и общительным. Был из тех людей, которые никогда не жалуются: плохо ли, хорошо ли – всегда улыбался»,- вспоминает дядя Паруйра Геворг.
Родители вспоминают, что сын любил смотреть юмористические передачи и играть в компьютерные игры: «Очень любил цветы и всегда их дарил».
Паруйр очень любил родных и всегда пытался им помочь: ремонтировал крышу дома тети, водил гулять любимого племянника.
Двоюродная сестра Паруйра, Нунэ, вспоминает, что он был очень смелым и любил лазать по крышам.
«Мы были очень близки, моего сына забрали в армию, он тогда был еще маленький, говорил: «вот бы и другого твоего сына забрали, тогда бы я стал твоим сыном», рассказывает тетя со стороны отца Нвард.
Единственный брат Паруйра, 19-летний Гор, почти не говорит о старшем брате, только со слезами на глазах говорит, что, несмотря на то, что у них был разный характер, они были очень близки с братом и везде ходили вместе.
«За день до его отъезда в армию он подумал, что нужно поехать в Гарни. Вчетвером поехали в Гарни, и Паруйр решил, то из Гарни в Гегард мы должны пойти пешком; так и сделали. Он шутил всю дорогу, и мы весело прошли этот путь», — рассказывает Ваге, друг Паруйра.
Говоря о Паруйре, жена дяди, Алина, всегда отмечает, что он был очень аккуратным и любил носить белую одежду: «Паруйр был очень общительным и мог собирать вокруг себя людей. Как-то раз он с другом в отличном настроении пришли к нам с пивом. Дядь не было дома, вошел, положил бутылки с пивом на стол и сказал деду «давай вместе выпьем», дед сказал: «не будем же без повода пить», Паруйр ему ответил: «вот мы пришли, какой может быть повод лучше этого». Очень много шутил в тот день, превратил обычный день в праздник».
«Поначалу не верили: год как не видели, было ощущение, что он в армии и скоро вернется. Но самое сложное было когда ребята, которые ушли с ним в армию начали возвращаться, а его среди них не было»,- с грустью говорит тетя Паруйра.
«Годы проходят, но горе становится глубже. Пускай не будет больше матерей, потерявших своих детей», — добавляет мать с болью.
Паруйр Мелконян один из тех четверых ребят, которые погибли 17-ого июня 2010 года вследствие диверсии со стороны азербайджанских военных. Ему было 19 лет.
Цикл очерков «Боль людских потерь: прекращение огня» готовит к изданию общественная организация «Институт гражданского общества».
Если у вас есть информация о погибших вследствие нарушения режима прекращения огня солдатах или гражданских лицах, пожалуйста, пишите нам на электронный адрес [email protected] или звоните по номеру 098804800.
Цикл очерков подготовлен при финансовом содействии правительства Великобритании.
Данные собраны при содействии Министерства обороны Армении.