Когда звучит гимн Соединенных Штатов, граждане этой страны прикладывают руку к сердцу. Нам это кажется притворством и формальностью. Мы не верим, что американцев по-настоящему может вдохновлять гимн и флаг их страны. Любой патриотический пафос, который присутствует, скажем, в большей части американских фильмов, мы считаем надуманным, и мы с нетерпением ждем, когда закончится этот «пафосный» эпизод, и снова развернется действие, в котором хорошие и плохие парни начнут палить друг в друга (как правило, «самая великолепная часть» происходит в конце фильма). С одной стороны, это действительно напоминает чисто механический ритуал, с другой стороны, даже если это ритуал, то он настолько вошел в кровь и плоть этого народа, что стал неотъемлемой частью образа жизни и менталитета.
В Армении это действует некоторым на нервы и они говорят: «ну вот, смотрите, опять эти примитивные и тупые американцы». А мы, значит, более сложные и, следовательно, гордиться своей государственностью или нацией нам кажется смешным. «Да раз эти власти грабят этот народ, о какой еще стране и нации может идти речь?» – именно таков «сокрушительный» аргумент, которым обосновывается цинизм , а разговор переводится в «приятное» для всех русло. И, как правило, тон подобному нигилизму задают люди, считающиеся интеллигентами, чтобы польстить толпе «оппозиционностью» своих взглядов. В то время как, наоборот, следовало бы проповедовать, что гордость и достоинство граждан не обусловлены количеством существующих в настоящий момент в стране политических или экономических проблем.
Поведение воспитанного в американском духе Раффи Ованнисяна, по указанным выше причинам, часто становится предметом насмешек. (Вероятно, также играет в этом роль и зависть его политических конкурентов). Предположим, Раффи преклонился перед могилой погибшего воина-добровольца. «Ага, – комментируют сразу представители местного мещанского менталитета, – прикидывается, пиарит себя, фотографируется». В нашем циничном сознании не умещается мысль, что это единственная форма для проявления настоящего, искреннего чувства. То же самое происходит, когда он совершает пешие прогулки, здоровается с прохожими, обнимает старушек, участвует в панихиде незнакомых людей и т.д. С точки зрения некоторых это все неискренне, но я воспринимаю это как образ жизни, образ мышления, который, может нам и чужд, но по своей сути, является здоровым и позитивным.
Положительное отношение граждан к своей стране, я думаю, начинается со схожего в главном отношения людей друг к другу. Стреляли в человека. Нам могут не нравиться его политические взгляды, возможно он говорит совершенно неправильные вещи, но ему сейчас больно, так попытаемся разделить эту боль, не будем стесняться проявлять нормальное человеческое сострадание. Я думаю, что это тот краеугольный камень, на котором строятся нормальные общественные отношения.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН