Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Сухая констатация

20 марта,2013 15:47

Помните, в фильме «17 мгновений весны» пастор Шлаг в Швейцарии беседует с немецким дипломатом-диссидентом Краузе и выражает свое удивление по поводу того, что американцы пытаются через Алена Даллеса вести переговоры с Дьяволом (то есть Гитлером). И дипломат отвечает приблизительно так: «Христос, Дьявол – эти понятия не связаны с политикой. Политика наиточнейшее отражение соотношения сил». Конечно, это можно назвать цинизмом, можно также сказать – «значит, политика обязательно должна быть безнравственной?». Не будем торопиться делать столь далеко идущие выводы, политика может нравственной и безнравственной, точно так же, как яблоко может быть красным или желтым. Но понятия «яблоко» – как плод, и «красный» («желтый») – как цвет, отражают свойства, принадлежащие к разным категориям.

Сейчас, когда все вокруг говорят, что на площади Свободы формируется повестка, прекрасный, честный, скромный человек Раффи Ованнисян и столь же симпатичные Заруи, Степан, Армен могут оскорбиться и даже удивиться – а разве требовать самоотвода президента не политика? Смотря при каких условиях и какими инструментами. Например, если я буду требовать, чтобы президентом был провозглашен Грант Багратян, и во имя этого буду угрожать, что брошусь с Киевского моста, это будет означать, что я занимаюсь политикой? У меня будут основания требовать этого только в том случае, если я буду представлять силу. Сила власти – в государственной машине с ее силовыми структурами: полицией, специальными службами, армией и т.д. Сила оппозиции – в активной массе, искренне верящей в ее идеи. В 1998 году только двое из 250 депутатов Верховного Совета Арм.ССР представляли Движение. Это Ашот Манучарян и Хачик Стамболцян. Но они могли навязывать ВС свои решения, потому что за их спиной стояли десятки тысяч людей.

Публицист Грант Тер-Абрамян, комментируя встречу Раффи Ованнисяна и Сержа Саргсяна, сделал следующее сравнение. Когда ты идешь на переговоры и говоришь, что твой товар стоит 10000, 5000 или 3000 драмов, это само по себе является методологической ошибкой, потому что сразу устанавливается «окончательная цена» – новые выборы НС. Продолжая это сравнение, можно сказать, что главный посыл Сержа Саргсяна, который прозвучал во время его встречи с журналистами, был следующий – твой товар стоит 1000 драмов – референдум по конституционным изменениям, бери, пока даю. Слова президента могут не понравиться, могут вызвать негодование, но таково содержание политического текста, основанного на констатации соотношения действующих сил. Эта констатация также прозвучала во время той встречи – в 2008 году в аналогичной ситуации «кандидат» (слово, использованное Сержем Саргсяном) собирал 30.000 человек, а сейчас – до 3000 человек. Это – сухая констатация фактов, с которыми нельзя не считаться.

 

АРАМ АБРАМЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать