Затронув в прошлый раз в своей статье тему стопроцентной пропорциональной избирательной системы, я оставил ее незавершенной. С вашего позволения я вернусь к ней. Несомненно, я и сам считаю, что стопроцентная пропорциональная избирательная система является основным и пока единственным способом проведения демократических и справедливых выборов. При всем этом, я также считаю, что наши партийные деятели, и особенно депутаты и члены оппозиционных партий, должны вспоминать об этом не от случаю к случаю, и не в канун выборов или после них при оспаривании результатов. Стопроцентная пропорциональная избирательная система сегодня действительно является неотложным и крайне важным вопросом, но она должна быть принята после всестороннего и публичного обсуждения, с тем, чтобы именно избиратели в первую очередь восприняли смысл и необходимость пропорциональных выборов. Конечно, это не относится к тем гражданам и избирателям, которые представляют идею и необходимость внедрения пропорциональной системы лучше, чем члены партий и депутаты парламента. Жившие в Советском Союзе хорошо помнят, что из народов Советских республик самыми ярыми антисоветчиками были прибалтийские народы, и если в Советской Армении диссидентов можно было пересчитать по пальцам, то в странах Балтии антисоветчиками и инакомыслящими был весь народ, за исключением, конечно, живущих в этих республиках русских. Чуть более пристально отслеживающие постсоветские события и процессы с удивлением замечают, что в настоящее время коммунистические и социалистические партии прибалтийских республик пользуются несравнимо большим уважением, чем, скажем, в Закавказских или других постсоветских республиках. Не считая, конечно, России. Коммунисты и социалисты прибалтийских республик всегда представлены в парламентах, имеют свои группы и фракции, в отличие от Армении и других постсоветских республик.
Точно также коммунисты и социалисты представлены и в парламентах многих других государств, а в парламенте Франции и других капиталистических стран они имеют значительное число мандатов. Этот факт говорит о том, что многопартийная система в отмеченных странах вполне устоялась, и в их парламентах есть реально думающие о социальном положении людей. Социалисты в некоторой степени представлены и в нашем Национальном собрании, в лице АРФД, но о принадлежности дашнакцаканов к социалистам давно забыли не только мы, избиратели, но и сами дашнакцаканы. А Коммунистическая и Социалистическая партии Армении не только не оказываются в Национальном Собрании, но нет даже и надежды, что это когда-либо случится. Несколько лет назад Ашот Манучарян и еще несколько человек попытались создать альянс социалистических сил, но в итоге получился альянс не соцсилы, а соцслабости, и, по сути, союзники-социалисты никаких результатов не добились.
Ашот Манучарян, я думаю, это та личность, которая была в силах, и сейчас все еще в состоянии, создать однозначно сильную социалистическую партию, если… Вместо «если» я мог бы написать «но», но разница между «если» и «но» чрезвычайно важна и существенна, потому что уже давно яснее ясного, что в нашей стране без серьезных финансовых возможностей не может идти речи о серьезной партии, и было бы наивно думать, что какая-то партия Армении сегодня может существовать только на взносы своих членов. На партвзносы в Армении партии могут влачить существование так же, как существует Компартия Армении. Если конечно считать это существованием. Очевидный факт, что все представленные в нашем парламенте партии в финансовом аспекте находятся в гораздо лучшем положении, чем Компартия Армении, и ни одна из этих партий не существует за счет членских взносов.
Если происхождение финансовых ресурсов АРФД, «Наследия» и, скажем, АНК, определить и отметить трудно, то финансовые источники и возможности РПА и ППА гораздо более зримы и известны. Что касается партийных взносов, то на них могут существовать такие партии, как Зюгановская, имеющие сотни тысяч членов. Это пока единственный способ существования социалистических или коммунистических партий, потому что трудно себе представить, что какой-либо капиталист осуществит серьезные финансовые инвестиции во имя становления коммунистических или социалистических партий. Сказанное не означает, что в Армении невозможно существование более серьезных коммунистических или социалистических сил, но об этом должны думать они сами, а не другие. Для этого есть и предпосылки, особенно потому, что в представлении наших избирателей все еще сохраняются воспоминания о положительных явлениях советских лет, и их просто необходимо поднести в духе и логике нового времени.
Читайте также
Во время встречи Сержа Саргсяна и Раффи Ованнисяна, как сообщалось, одно из условий, выдвинутых лидером «Наследия», было связано со стопроцентной пропорциональной избирательной системой. Я думаю, что среди прочего, они могут прийти к согласию и по этому вопросу. Сейчас даже самое время. Если начиная с этого момента в НС состоятся всесторонние и подробные обсуждения, то все, я уверен, придут к общему согласию, и через три года мы действительно проведем стопроцентно пропорциональные выборы. А за это время социалисты и коммунисты тоже подумают о том, как и где изыскать финансовые средства. И самое главное, накануне новых выборов, оппозиция не будет поднимать вопроса о переходе на полностью пропорциональную систему. Я не думаю, что при стопроцентной пропорциональной избирательной системе полностью исчезнут избирательные фальсификации, но считаю, что стопроцентная пропорциональная избирательная система альтернативы не имеет. Если, конечно, наша цель заключается в построении демократической страны.
Воскан ЕРЕВАНЦИ