Сопредседатели Минской группы ОБСЕ завершают свой визит в регион. На следующей неделе в Вене состоится заседание МГ ОБСЕ, а по завершении визита в регион посредники, как всегда, выступят с совместным итоговым заявлением.
С 1 апреля сопредседатели МГ – Ян Келли, Жан Фор, Игорь Попов и личный представитель ОБСЕ Анджей Каспрчик находятся в Баку. До поездки в Баку посредники побывали в Нагорном Карабахе и Армении. Свой визит в регион они начали 19 марта со Степанакерта. Американский сопредседатель Келли, который впервые посетил Нагорный Карабах, отметил, что находится в Карабахе, чтобы выслушать власти – «чем можно быть полезным и помочь». Отвечая на вопрос о том, на каком этапе находится решение вопроса Степанакертского аэропорта и, в частности, права на свободное перемещение граждан НК, Келли сказал: «Мы хотим содействовать мирному урегулированию». Французский сопредседатель Жак Фор, в свою очередь, сказал, что процесс, связанный с аэропортом, продолжается и что пока очень рано говорить о подробностях: «Но будьте уверены, что мы постоянно работаем в этом направлении и имеем конкретные предложения, которые обсуждаем со сторонами».
21 марта сопредседатели находились в Ереване. Как сообщил американский сопредседатель в интервью радиостанции «Свобода», в переговорах с министром ИД РА посредники каких-либо результатов не достигли: «У нас нет результатов… Я имею в виду то, что мы пока еще ведем переговоры…». Российский сопредседатель, комментируя циркулирующую точку зрения, что в переговорах по карабахскому вопросу надо ждать серьезной инициативы после президентских выборов в Азербайджане в октябре текущего года, сказал: «Знаете… В данный момент я бы не хотел делать какие-либо комментарии».
Очевидно, что сопредседатели МГ ОБСЕ находятся в довольно затруднительном положении, если не сказать, в беспомощном. То, что происходит вокруг карабахских переговоров в последние месяцы, конечно, трудно назвать переговорным процессом, какими бы секретными ни были эти переговоры и насколько бы не отсутствовала информация у широких слоев общества. Видно даже невооруженным взглядом, что переговорного процесса, как такового, нет. Нетрудно догадаться, что последние визиты сопредседателей в регион связаны с проблемой Степанакертского аэропорта и обсуждениям вокруг него, а также призывам смягчить возможное обострение на линии соприкосновения. Создается впечатление, что важность карабахского урегулирования в ином формате затрагивается ими чаще, чем со стороны участвующих собственно в переговорном процессе Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении.
Читайте также
Несколько дней назад, например, министры иностранных дел Грузии, Турции и Азербайджана приняли совместное коммюнике, в котором подчеркнули важность скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта (министры иностранных дел Грузии, Турции и Азербайджана Майя Панджикидзе, Ахмет Давутоглу и Эльмар Мамедъяров подписали в Батуми программу межведомственного сотрудничества). Несомненно, сложившаяся ситуация имеет свои объяснения, но вроде пришло время поднять вопрос о том, не исчерпали ли себя Мадридские принципы, или же, сохраняются ли эти принципы все еще за столом переговоров в качестве основы для переговоров?.. Сопредседатели могут посетить регион еще несколько раз, произнести стандартные заявления, более того, даже после официальных переговоров с Ереваном намекнуть, что «нет никаких результатов». Но рано или поздно в переговорах что-то должно измениться. Конечно, вряд ли со стороны сопредседателей будет официально объявлено, что переговоры зашли тупик. Страны-сопредседатели, пожалуй, от такого объявления воздержатся. Что касается договаривающихся сторон, то официальный Баку никогда не был доволен деятельностью Минской группы ОБСЕ, даже когда переговорные раунды проходили по существу, а вокруг них разгорались горячие дебаты не только в Армении и Азербайджане,
но и со стороны должностных лиц и экспертов заинтересованных стран и международных организаций. Баку, в основе ее неконструктивной позиции, всегда было выгодно перекладывать ответственность за сложившуюся ситуацию на Минскую группу ОБСЕ. Но уже, кажется, назрел такой момент, который создает основу для подготовки новых предложений по урегулированию, потому что данный этап не может продолжаться долго по одной простой причине – неопределенность в процессе урегулирования чревата большими опасностями, любой повод на линии соприкосновения может привести к неожиданным развитиям, и затянувшиеся переговоры, безусловно, лучше, чем, тупик и бездействие. Таким образом, страны-посредники однажды должны будут объявить, что они разработали и представили новые предложения, что на столе переговоров находятся новые предложения, или же переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ окажется безрезультатным, ситуационным, бесплодным процессом в замкнутом пространстве.
Кстати, на днях посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар намекнул о «новых идеях». Он отметил, что он и американский сопредседатель МГ продолжат совместную работу с должностными лицами Азербайджана, «выдвигая новые идеи в направлении разрешения конфликта».
Эмма ГАБРИЕЛЯН