Хотя у меня и нет особо теплых чувств ко второму президенту Армении, и, несмотря на то, что в нашей газете появился материал об имеющих возможную связь с ним «разоблачениях», особого повода для воодушевления я не вижу. Представитель одной из российских организаций говорит о том, что у них имеются какие-то материалы о злоупотреблениях нынешних и бывших должностных лиц Армении, и, якобы, среди них указывается имя Роберта Кочаряна. Прежде всего, я бы очень хотел, чтобы нашими действующими и бывшими должностными лицами занималось наше – армянское правосудие. Во-вторых, обвинения настолько неопределенные, что делать далеко идущие выводы, и тем более геополитические обобщения, пока еще рано.
Я всегда пытаюсь предупредить людей, что не следует воодушевляться раньше времени и сверх меры, потом, когда что-то не так получается (а как правило 100-процентный результат невозможен), люди впадают в разочарование. Когда, например, «прежние» оппозиционные силы говорили – будет «горячее лето» или «горячая зима», или когда предсказывали, что следующий митинг будет «поворотным», они вредили и своему движению, и тем людям, которые верили им: когда лето или зима не оказывались жаркими, или митинг не становился переломным, эти люди чувствовали себя примерно так же, как мы все – после последнего футбольного матча Армения-Чехия. Наоборот, как бы в пропагандистском смысле это ни звучало «неинтересно», порочная система, в которой мы живем, может измениться только благодаря продолжительным усилиям, и эти усилия необходимо прилагать не только на улице.
Когда сегодня Раффи Ованнисян и его сторонники говорят – 9 апреля произойдет то, произойдет это, они не учитывают, что если ничего не изменится (вероятность чего крайне велика), то 10 или 11 апреля люди уже не будут собираться с прежним воодушевлением, и «занимать» их акциями наподобие голодовки, станет невозможно.
Вчера на сайте tert.am был размещен материал, согласно которому «Гэллап» провел на бывшем советском пространстве опрос, чтобы выяснить, какой процент жителей 12 стран (бывшие 15 – минус Прибалтика) настроен навсегда покинуть свою страну. Самый высокий показатель у жителей Армении – около 40 процентов. (Давайте на этот раз поверим ««Гэллапу»). Причины, конечно, известны: основной виновник таких настроений – власть, не имеющая, судя по всему, адекватного представления о реальном положении дел в стране и отстранившаяся от нужд людей. Но давайте признаем также и то, что Армения из вышеупомянутых стран не самая бедная, не самая авторитарная, не самая коррумпированная и не самая несправедливая.
Читайте также
Из всех неудавшихся (failed) государств Армения не самая неудавшаяся. И даже атмосфера у нас не самая гнетущая. В чем же тогда кроется одна из возможных причин? Несомненно, это требует серьезного исследования, но попытаюсь предположить, что одной из наших проблем является то, что мы – армяне, слишком легко воодушевляемся и столь же легко разочаровываемся.
АРАМ АБРАМЯН