Независимо от того, кто будет президентом Армении, а кто «главным оппозиционером», кто радикальным и революционным, а кто консервативным или нерешительным, самый худший сценарий, к которому могут привести очередные поствыборные процессы, это разочарование. Это слово после 9 апреля звучит слишком часто. И очень напрасно. У меня уже было много поводов говорить, что не следует воодушевляться до такой степени, чтобы затем впадать в глубокую депрессию, и тем более не следует связывать надежды с той или иной датой. Завтра я похудею на 10 килограммов, 11 мая заговорю свободно на японском, и, скажем, 16 октября в Армении будет установлена законность и демократия.
И когда этого не происходит, начинается «великий плач» – хватит, собираю чемоданы и уезжаю, эта не страна, когда тут все исправится, тогда и вернусь. Все дело в том, что такого рода процессы не могут исполняться «сейчас, сейчас, сейчас!». Они происходят «всегда, всегда, всегда», но если вы не будете прилагать ежедневно усилий, произойдет регресс, а в случае их приложения, произойдет не молниеносное озарение благой вестью, а сформируются традиции и культура, что является вечным процессом, а не конечным результатом. С такой ментальностью невозможно разочаровываться, при понимании, что каждый миг, укладывая камень на камень, вы движетесь вперед, будучи готовым, как говорил Киплинг, к тому, что можете потерять все и начать все сначала.
И, конечно, извлечь уроки. Главный урок, который оппозиция (не только Раффи Ованнисян) должна извлечь из 9 апреля, заключается в том, что для проведения митинга или другого мероприятия необходима четкая программа и организационная структура. Модель «я и мой народ» не работает, она приводит к тому, что часть народа идет на Баграмяна 26, другая – к мемориалу Геноцида армян, третья, может пожелать пойти, скажем, к храму Гарни. Насколько понимаю, митинг или шествие оппозиции проводится для того, чтобы показать силу своих рядов, решимость и единство. Мне кажется, в этом плане есть больше смысла двигаться по согласованному с полицией маршруту, но вместе, сплоченной массой, чем импровизировать и подстрекать на бессмысленные столкновения. Какими бы ни были неправомерными действия полиции, пропагандистского эффекта от них меньше, чем от могучего шествия. Но если цель различных оппозиционных сил действительно заключается в смене власти, вследствие которой, по их мнению, воцарится справедливость и благосостояние, то они не должны изводить друг друга. В частности, в их критике в адрес Раффи Ованнисяна не должно быть злорадства. Именно это называется – лить воду на мельницу режима.
Около 10 лет назад, во время пресс-конференции, когда нетерпеливые журналисты задавали вопросы о Степане Демирчяне и его тактических ошибках, один из самых опытных политических деятелей Армении – Бабкен Араркцян, вспомнил известную крылатую фразу – «в пианиста не стрелять, он играет – как может».
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН