Хотя по мнению Посла Республики Армении в Грузии Ованнеса Манукяна, это не призрачная перспектива
– Господин Манукян, Вы были назначены Чрезвычайным и Полномочным Послом Армении в Грузии 26 февраля 2011 года. Какие значимые события и достижения Вы могли бы отметить за прошедшие два года в армяно-грузинских отношениях, которые содействовали их углублению?
– Для того, чтобы убедиться в последовательном развитии армяно-грузинских отношений за этот период, достаточно вспомнить статистику официальных и рабочих визитов на высоком уровне: два президентских визита, три на уровне премьер-министра, семь раз – министры иностранных дел. О качестве отношений между нашими двумя странами также говорит имеющаяся многопрофильная и в плане объема, широкая договорно-правовая база. Существенным толчком к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития отношений между двумя странами стал визит в Ереван 17 января с.г., премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, в рамках которого были подписаны важнейшие документы об эксплуатации сухопутных таможенных границ и сотрудничестве в культурной сфере.
С практической точки зрения армяно-грузинских отношений довольно интересна сформировавшаяся в последний период и обоюдно подтвержденная формула, что между Арменией и Грузией нет проблем, а также присутствие в повестке наших взаимоотношений вопросов, представляющих только взаимный интерес, которые являются предметом переговоров и решений. Гарантией этого являются как отношение политической власти в наших странах к вопросу сохранения многовекового наследия армяно-грузинских связей, так и армянская община Грузии, которая является надежным культурным мостом между нашими странами и нашими народами.
Читайте также
– 12 апреля с однодневным визитом в Армении находилась глава МИД Грузии Майя Панджикидзе. В интервью Радио «Свобода», отвечая на вопрос о восстановлении абхазской железной дороги, она сказала: «Мы еще не начали работу в этом направлении. С учетом интересов Грузии мы попытаемся понять, насколько Грузия выиграет от этого процесса. Лишь после этого мы, возможно, создадим рабочую группу, которая изучит ситуацию, и лишь после этого мы примем решение. Пока еще слишком рано говорить о возобновлении работы. Это была всего лишь идея…». Господин Манукян, не проводил ли официальный Ереван работу с грузинской стороной в этом направлении, с тем, чтобы как можно скорее было принято решение? И как Вы считаете, может ли Армения в вопросе достижения соглашения между грузинской и русской сторонами сыграть положительную роль в сближении их позиций?
– В первую очередь, для возобновления работы абхазской железной дороги нужно политическое решение грузинских властей, поскольку этот вопрос напрямую связан с национальными интересами этой страны и ее безопасности.
Вполне понятно, что принятие решений в таких вопросах требует серьезных размышлений, анализа и политической воли. Армении однозначно на самом высоком уровне объявила, что заинтересована в положительном решении вопроса. Это важное заявление и четкий сигнал для всех сторон имеющих отношение к этому вопросу. Конечно же, Армения в состоянии сыграть положительную роль в сближении позиций между грузинской и русской сторонами по данному вопросу, принимая во внимание наш сбалансированный, грамотный и инициативный образ действий во внешней политике, особенно в плоскости региональной политики. Однако было бы грубой дипломатической ошибкой, если бы мы пытались каким-либо образом навязывать подобное содействие.
Тем не менее, думаю, что оптимистические ожидания в этом вопросе не лишены почвы, так как, по большому счету, результаты состоявшихся в Грузии 1 октября 2012 года парламентских выборов, сами по себе показали желание большинства народа – улучшение отношение с РФ. Об этом свидетельствуют также результаты изучения общественного мнения, проведенного Национальным демократическим институтом (NDI). Согласно данным этого исследования, 63 процента респондентов считают приемлемым восстановление железнодорожного сообщения с РФ по территории Абхазии, против этого выступили всего 13 процентов респондентов. Кроме того, если 38 процентов опрошенных нынешнее состояние отношений с Россией считают удовлетворительными, то большая часть участников опроса – 49 процентов, качество сегодняшних отношений считают неудовлетворительными. Все это свидетельствует о том, что наши ожидания, связанные с улучшением грузино-российских отношений и задействованием абхазской железной дороги не беспочвенны.
– В каком положении находится армянская община Грузии, какого характера проблемы стоят сегодня перед Джавахком?
– Что касается армянской общины Грузии, в том числе и проживающего на территории Джавахка, то она, несомненно, является одной из наших сильнейших общин.
Армянство Грузии имеет славное прошлое и многообещающие перспективы в общественно-политической, экономической и культурной жизни Грузии в смысле укрепления своего присутствия. Уже сегодня в армянской общине заметна значительная активизация и рост культурной жизни. Нельзя забывать также о заботе об армянской общине со стороны грузинского государства. Достаточно только упомянуть, что в Грузии сегодня действуют около 140 армянских школ. Конечно, есть и проблемы, которые всегда находятся в центре нашего внимания, однако они не содержат элемента дискриминации прав на национальной почве и подлежат обсуждению и разрешению в переговорном формате.
– Находившийся 20 марта в Ереване директор департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннар Виганд, говоря о результате переговоров об Ассоциированном соглашении ЕС, отметил, что кроме Армении, подобные переговоры ведутся и с Молдовой, Грузией которые находятся почти на том же этапе, и до конца года будет возможно заключить соглашения с этими тремя странами, затем добавил, что и с Азербайджаном ведутся переговоры, однако там прогресса меньше.
В дни визита Иванишвили у нас прозвучали мнения, что наши отношения с Грузией должны быть не только партнерскими, но и носить стратегический характер, и что настало время между двумя странами начать «стратегические переговоры», и в армяно-грузинской повестке может даже оказаться вопрос упразднения на армяно-грузинской границе контрольно-пропускных пунктов всех типов. Учитывая также то, что переговоры ЕС с Арменией и Грузией находятся на том же уровне, не считаете ли Вы, что обе страны действительно могут сделать больше, чем есть в их отношениях сегодня?
– Да, конечно, потенциал развития наших отношений вовсе не исчерпан. Уровень армяно-грузинского диалога исключает темы, которым мы вынуждены были бы избегать. Что касается идеи сделать границу условной, то об этом говорить рано, хотя и это тоже не призрачная перспектива. Однако в настоящее время мы решаем более реалистичные, но не менее важные вопросы. Так, например, во время уже упомянутого ереванского визита премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили были заключены два очень важных документа – договор о совместном использовании пограничных пунктов «Баграташен-Садахло», «Айрум-Садахло», «Гогаван-Гугути» и «Бавра-Ниноцминда» и программа сотрудничества между министерствами культуры Армении и Грузии на 2013-2014 гг.
Это те шаги, которые сближают наши отношения в разных сферах и осуществление такой последовательной политики в смысле долгосрочности приводит к качественному изменению уровня отношений стран. Мы будем продолжать прилагать усилия в этом направлении. Потенциал углубления нашего сотрудничества включает сферу экономического сотрудничества, и я уверен, что акценты в ближайшие годы надо ставить именно на этом
направлении. Это может стать основой для расширения и дальнейшего развития отношений. Приоритетом в этой сфере должна рассматриваться такая масштабная задача, каковой является многосторонняя экономическая интеграция наших стран, предусловием для осуществления которой является унификация экономических и фискальных механизмов, создание соответствующих основ и эффективных инструментов защиты инвестиций.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»