А где сейчас Лужков?
«В последнее время я избегал давать оценки внутриполитической жизни Армении, но в одной из моих публикаций 2006 года я выдвинул предложение о создании политического блока Степан Демирчян-Раффи Ованнисян, поскольку, по большому счету, мне не так уж интересно, какое политическое лицо какие конкретно совершило действия, а более важно и значимо доброе имя его и семьи. Сегодня я хорошо понимаю, что народ проголосовал за Раффи Ованнисяна потому, что устал от взяток и грабежа. И в основе этого то, за что боремся мы», – так отреагировал в беседе с «Аравот» бывший советник Защитника прав человека РФ, правозащитник Арбак Хачатрян. А замечание «Аравот» касалось того, что в результате развернувшихся в Армении поствыборных событий воспринимающийся носителем западного направления бывший кандидат в президенты РА Раффи Ованнисян, который по официальным результатам занял второе место, решил поехать в Москву, что было неоднозначно воспринято и прокомментировано в Армении.
Кстати, господин Хачатрян в настоящее время является советником руководителя Общественного совета РФ по борьбе с коррупцией, генерал-полковника, Героя СССР и РФ Владимира Мамаева. А эта организация, вместе с возглавляемой председателем зарегистрированной и действующей в Армении партии «Родина и честь» Гарником Маргаряном антикоррупционной общественной организацией «Национальный фронт», и рядом других аналогичных международных структур, развернули деятельность по экспроприации через международный суд и национализации средств, похищенных чиновниками в своих странах.
Мы поинтересовались у Арбака Хачатряна, знает ли он, с кем, в конце концов, встречался в Москве Раффи Ованнисян, и насколько они были серьезными, с учетом того, что за два дня до начала визита он заявил, что едет в Москву, чтобы привезти от господина Путина победу армянского народа. «Меня не интересует, встретился бы он с Путиным или нет. Понятно, что такой встречи не могло быть, так как она стала бы еще большим политическим ударом. Может быть, эмоции заставили Раффи так выразиться. Но если бы Раффи поехал в Вашингтон, все сказали бы – поехал отчитаться перед ЦРУ. Раффи оказался в некоей ситуации – столько мучений, голодовка, он не знал что делать – поставить под удар народ, или оказаться в состоянии, когда удар получили бы его семья и близкие… и полететь в Москву, скажем, просто поесть мороженого… Вашингтон получил бы совершенно иные комментарии, а относительно Москвы никто ничего не понял», – говорит наш собеседник, напомнив, что и в США, и в РФ имеет около 3-милионную армянскую общину, поэтому в качестве политического деятеля Раффи мог поехать и в Москву.
Читайте также
Арбак Хачатрян констатирует, что Раффи Ованнисян не мог иметь официальные встречи в Москве, только дружеские, в порядке совета, поскольку если Вашингтон или Москва стояли бы за спиной Раффи, он никогда не попал бы в ту ситуацию, в которой оказался. Наш собеседник говорит, что вообще о понятии «политический деятель» у него есть свои представления: «Я бы пожелал, чтобы президентом нашей страны был простой учитель, мужчина или женщина. Я не признаю тех людей, которые показывают, что такие хитроумные и так разбираются в жизни, что в самом тяжелой ситуации могут заработать миллионы и «хорошо лечь» под президента или руководителя какой-нибудь сверхдержавы. Вы представляете, чтобы наши сегодняшние политические деятели разрабатывали политические вопросы? Они не знают, что это такое. Сегодня депутатами стали владельцы рынков, магазинов». Наш собеседник помнит фрагмент из своего интервью, данного в 2006 году, где выразил мнение, что послы Армении заняты тем, что принимают и провожают
чиновников, сопровождением их жен по магазинам – как могут они в Кремле воевать за интересы Армении?
Хачатрян считает, что в основе всего должна лежать чистота, а текущие ошибки исправятся сами собой. И то, что сегодня они развернули борьбу с коррупцией, абсолютно не преследует цель показать силу, влияние или провозгласить кого бы то ни было врагом: «Единственная цель заключается в том, чтобы народ поверил – рано или поздно, но вор будет отвечать именно перед народом».
На наш вопрос о том, как он оценивает заявление антикоррупционной организации «Национальный фронт», направленное президенту РФ и аккредитованным в РА послам других стран, правозащитник ответил: «Я это не воспринимаю как заявление, более того, это обвинение – адресованное руководителям тех стран, которые очищают свою систему от подобных явлений, в то же время создавая благоприятные условия для подхалимов из Армении. В Армении основой всего стало только зарабатывание денег. А войти так в мировую конкуренцию не сможешь. Идет процесс абсолютного зомбирования, что представляет собой огромную опасность. Поступающие извне суммы распределяются между банками, и они этим самым чувствуют себя богатыми, думают, что они заработали эти деньги. Тогда как сегодня Азербайджан приложил весь свой потенциал для представления своей «истории и культуры».
Господин Хачатрян предупреждает обогатившиеся за счет Армении власти, что за их грязную деятельность будут отвечать также их семьи, дети. В основе ведущих борьбу против коррупции организаций есть также и такой принцип. И с болью отмечает, что проходящие обучение за границей их дети будут вынуждены прервать обучение, так как учебные заведения откажутся в качестве платы за обучение брать суммы, украденные у их же стран.
В номере от 4 апреля «Аравот» уже писал о деятельности общественных организаций, ведущих борьбу против коррупции. Большой скептицизм вызвало то обстоятельство, что попытка борьбы с коррупцией делается на уровне общественных организаций, которые, по сути, не имеют рычагов воздействия. Арбак Хачатрян парирует: «Причина в том, что государственная структура не имеет права осуществлять деятельность на территории другого государства. И здесь, думаю, самая главная реальность в том, что процесс возглавляет общество, а не какой-то «опер». А РФ поняла, что залог ее спасения в том, чтобы общество поверило и этим спаслось. Дай Бог, чтобы и мы пришли к осознанию этого. Путин понял, что если человек хранит свои миллиарды за границей, значит, он готов сбежать в любую минуту. Неужели это трудно понять? Я вынужден сегодня запугивать, чтобы украденные миллионы вернулись обратно. Сильнее адвокатов, чем у Лужкова, не было. Но дело развалилось, и этот человек в возрасте сегодня со своей женой живет в страхе, в какой день арестуют его и его детей. Это не жизнь».
Наш собеседник не называет имен коррумпированных армянских чиновников, и не по той причине, что боится их, а говорит, что его борьба не против личностей, а против системы. В этом смысле Арбак Хачатрян считает примечательным то, что во время церемонии инаугурации Серж Саргсян так и не заговорил о коррупции, о борьбе с ней, так как его слушатели не в состоянии были понять, что коррупция сегодня в Армении стала проблемой национальной безопасности Армении. По убеждению Хачатряна, в любом случае надо иметь эту политическую волю и сделать шаги, которые сегодня могут и не быть восприняты, но годы спустя люди вспомнят, что это был твой шаг. «Армения – моя родина, моя колыбель, и я не могу оставаться безразличным к этим реалиям», – говорит Арбак Хачатрян.
Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»