У вас не вызовет удивления, если в какой-либо стране во время обсуждения в парламенте программы правительства кто-то из оппозиции встанет и скажет: «Ах, какая замечательная программа, я голосую за нее обеими руками, потому что она твердо ведет к благополучию нашей страны». Может быть подобные выступления могли прозвучать со стороны назначенной «оппозиции» в какой-нибудь тоталитарной стране, но у нас, где есть хоть какой-то политический процесс, такое просто невозможно. В Армении подобного не было в течение 22 лет, и я надеюсь, никогда не произойдет.
Одним из различий в принятых формах обсуждения правительственной программы у нас и в цивилизованных странах является то, что политические объединения, которые оказались в парламенте в итоге честных выборов, представляют тот или иной сегмент общества, и, следовательно, выступают и голосуют, исходя из той или иной системы ценностей. Скажем, либералы хотят снижения налогов, социалисты увеличения (во Франции до такой степени, что началась эмиграция «бизнесменов»), националисты призывают к ужесточению иммиграционного законодательства, а «зеленые» – к запрету полиэтиленовых пакетов.
В нашей стране подобного нет, начиная примерно с 1992 года оппозиционеры не углубляются в такие проблемы. Они заявляют властям только одно: «вы воры, бандиты и грабители, и должны уйти как можно раньше, пока страна не погибла». Это, конечно, нравится народным массам, постоянно находящимся в тяжелом социальном положении, но не способствует обсуждению собственно самой программы. Одной из причин такого положения дел является то, что с 1995 года парламент не формируется в итоге справедливых выборов и не отражает интересы сегментов общества. Я говорю – «одной из причин», потому что образованный в 1990 году Верховный Совет был совершенно легитимным, однако рожденная из коммунистов и аодовцев оппозиция вновь подняла исключительно тему «повального грабежа».
Второй особенностью в Армении, которая отчасти обусловлена первой, является то, что правительство на самом деле не подотчетно перед парламентом. В противном случае ключевой темой проходящих сейчас обсуждений было бы следующее: 5 лет назад то же самое правительство, которое было сформировано тем же парламентским большинством, также предложило программу, в которую были вписаны конкретные показатели – ВВП, инвестиций, роста рождаемости, сокращения бедности и других важных направлений. Но НИ ОДИН из заявленных в 2008 году показателей достигнут не был, а написанное на бумаге порой отличалось от реальности в несколько раз. В чем причины? Только ли мировой экономический кризис тому виной? Этот вопрос должен обсуждаться не только для того, чтобы «дубасить» правительство, но и понять, что нам помешало, и что следует делать, чтобы цифры, которые пообещали нам сегодня, превратились в реальность.
Читайте также
В аналитических выкладках членов правительства ответы на эти вопросы не прозвучали. А оппозиция занимается более «глобальной» критикой.
АРАМ АБРАМЯН