Давид Шахназарян: газовым давлением Россия пытается предотвратить углубление отношений Армения-Евросоюз и подписание Ассоциированного соглашения ЕС.
— Г-н Шахназарян, как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию? Что выделяется поствыборный этап?
— В результате прошедших в течение года выборов политическая система Армении показала свою исчерпанность и банкротство. В своем нынешнем состоянии политическая система не может обеспечить какой-либо положительный сдвиг. Ни один сектор – будь то властный, оппозиционный или не относящийся к властям – фактически не имеет политического содержания и стиля действий и отделил себя от общества. Власть продолжает оставаться олигархической, не осуществляет политическое управление, обещания о политических изменениях остаются висеть в воздухе. Действующая власть пока не предприняла ни одного шага, доказывающего, что она намерена вести Армению по естественному пути развития, несмотря на то, что для этого у нее есть все возможности. В оппозиционном поле превалируют селективная принципиальность, непубличные теневые функции и сделки. Оппозиционный сектор, кроме революционных сценариев, так и не сформировал адекватную ситуации повестку. Положение демократической оппозиции безнадежно, она не состоялась, хотя ее состоятельность является велением времени.
Читайте также
— Какую повестку должны были сформировать оппозиционные силы?
— В оппозиционном поле превалируют потрясения, неповиновение, революционные и деидеологизированные подходы. Важнейшей задачей является реальное разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей. Но в первую очередь необходимо добиться разграничения бизнеса и политики, причем не только внутри власти, но и в невластном и оппозиционном секторах политической системы. Одним из ключевых вопросов политической повестки должны быть подписание Ассоциированного соглашения между Арменией и ЕС и последовательное выполнение обязательств, вытекающих из этого документа. Для Армении это беспрецедентная возможность осуществить переход от криминально-олигархической страны к развивающемуся государству. Это всего лишь возможность, шанс, для использования которого необходимо пройти сложный и трудный путь, требующий политической воли как от властей, так и от оппозиции. Между тем в своем нынешнем положении действующая политическая система неспособна это сделать. Если мы упустим эту возможность, то Армения будет отброшена назад. И тогда укоренятся нравы, которые существуют в России: гонения на оппозицию и гражданское общество. Ассоциированное членство в ЕС должно стать надпартийной целью, огромную роль для осуществления которой должно сыграть гражданское общество.
— После выборов председатель партии “Процветающая Армения” заявил, что ППА не может стать оппозицией. Однако сейчас бурно обсуждается вопрос о том, как понимать эту оценку. У каждого свое мнение относительно того, является ППА оппозицией или нет. Вы неоднократно выражали свое отношение к этой партии. Тем не менее, что Вы можете сказать о последних процессах вокруг ППА?
— Вопрос о том, является “Процветающая Армения” оппозицией или нет, лишен всякого смысла, так как ППА вообще не является политической структурой. Политическая сила не может избегать ответственности, что характерно для ППА как тогда, когда она входила во власть, так и сейчас, когда она формально не является властью. Политическая сила, которая постоянно пользуется теневой благосклонностью властей, а представители которой выступают со взаимоисключающими оценками и избегают политической ответственности, не может быть оппозицией. Сочетание преследующей политическую выгоду благотворительности, экономических монополий, бизнеса и криминала и одновременное сопоставление влияний на оппозиционное поле не только несовместимы с политикой, но и гибельны для политической системы любой страны. ППА считает, что все беды Армении начались в последний год, то есть с того момента, когда она вышла из состава правящей коалиции. Очевидно, что они согласны с мнением представителей некоторых российских кругов о том, что в Армении олигархическая система сформировалась в 2009-2010-ом годах… Кстати, ППА и примыкающие к ней силы являются апологетами вступления Армении в Таможенный и Евразийский союзы.
— Можно ли считать, что в основе событий, разворачивающихся вокруг повышения тарифа на газ, лежат последние процессы в отношениях Армения-ЕС? Действительно ли российская сторона предлагает изменить стоимость газа из-за стремления Армении подписать Ассоциирование соглашение ЕС, как отмечают в эти дни многие?
— Это прямое следствие внешней политики предыдущей власти – Кочаряна и Осканяна, в период правления которых стратегически важные объекты, в том числе почти вся энергетическая система и в частности построенный и без того с малым диаметром газопровод Иран-Армения, были переданы России. Резкое повышение российской стороной цены на газ представляет собой политическое давление на Армению, цель которого – сорвать углубление отношений между Арменией и Евросоюзом, а также подписание Ассоциированного договора ЕС. Это преследующее стратегические цели давление на нашу страну со стороны стратегического союзника Армении. Я думаю, что оказание давление Россией будет продолжаться и не ограничится только использованием газовых рычагов. Власть скрывала от общества подорожание газа, да и вообще она избегает публично говорить о вызовах, поскольку не выступает в качестве представителя армянского общества. Противостоять газовому давлению, а также ожидающимся в дальнейшем другого рода давлениям было бы возможно, если бы власти развернули политическую деятельность, руководствовались исключительно интересами нашего государства и общества. Аполитичная деятельность властей Армении неадекватна ни внешним, ни внутренним вызовам. Правительство должно предпринять оперативные шаги в направлении строительства параллельно иранскому газопроводу нового 1400-миллиметрового газопровода, который в дальнейшем может стать транзитным. И этот газопровод не должен быть передан какой-либо третьей стране.
Эмма ГАБРИЕЛЯН