Несмотря на царящие в Азербайджане предвыборные настроения, посредникам, занимающимся урегулированием карабахской проблемы, пожалуй, удается подготовить встречу Саргсян-Алиев. В частности Соединенные Штаты проявляют подчеркнутую поспешность в вопросе разрешения конфликта. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров накануне своего визита в Вашингтон сообщил, что до июня состоится его встреча с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном, в ходе которой будет обсуждаться возможность встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. На днях Мамедъяров встретился в Лондоне с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, с которыми обсудил вопросы, касающиеся сроков и повестки встречи Саргсян-Алиев.
В конце минувшей недели посол США в Баку Ричард Морнингстар заявил, что госсекретарь Джон Керри, принявший в Вашингтоне сперва Мамедъярова, а затем Налбандяна, пытается обеспечить определенные подвижки в вопросе карабахского урегулирования и сдвинуть процесс с мертвой точки.
Заявления официального Вашингтона, прозвучавшие на минувшей неделе во время встречи Джона Керри и Эдварда Налбандяна в американской столице, были довольно примечательными. Особый интерес вызвало то, что госсекретарь США, касаясь проблемы Нагорного Карабаха, отметил, что шаги в вопросе урегулирования должны предпринимать не только Армения и Азербайджан, но и другие страны региона. «Очевидно, что самый важный вопрос, который мы все хотим видеть решенным, это замороженный карабахский конфликт. Крайне важно, чтобы все стороны пытались найти пути выхода из тупика, вследствие которого этот конфликт не теряет остроту и чреват потенциальными опасностями»,- отметил Керри, подчеркнув, что под всеми сторонами он имеет в виду не только Азербайджан, но и Турцию, Россию и Иран. Заинтересованность Турции в вопросе урегулирования карабахского конфликта общеизвестна. Официальная Анкара всегда открыто заявляла о своих ожиданиях и не скрывала усилий по содействию Баку в этом вопросе. Яркое доказательство тому – политика Турции по изоляции и блокаде Армении. Примечательно, однако, что выскопоставленный американский чиновник, говоря о путях «выхода из тупика», упомянул Турцию, Иран и Россию, которая является председательствующей страной в ПА ОБСЕ. Возможно, на первый взгляд это не такое уж сенсационное заявление, но, как известно, дипломаты случайных вещей не говорят, их высказывания имеют подтекст. То есть если до сих пор было принято говорить, что
участвующие в переговорах стороны должны проявить волю и достичь компромиссов, то сегодня США как бы расширяет круг этих «сторон». Это означает, что Соединенные Штаты ожидают определенных шагов и от Турции, поскольку за последние два десятилетия эта страна сделала все, чтобы доказать, что не может установить дипломатические отношения с Арменией до тех пор, пока карабахский конфликт не получит проазербайджанское урегулирование. Не менее примечательно и то, что госсекретарь США упомянул также Иран как заинтересованную в карабахском конфликте сторону. Конечно, Иран время от времени открыто заявлял, что небезразличен к карабахскому урегулированию, более того, на различных уровнях выражал свою поддержку сторонам.
Читайте также
Однако четкое указание официальным Вашингтоном «сторон» карабахского конфликта, помимо ожиданий от процесса урегулирования, как будто подготавливает благодатную почву и для других возможностей в регионе. Видимо, неслучайно 4 июня, когда в Вашингтоне прозвучало это заявление, посол Ирана в Армении Мухаммад Реиси в интервью российскому агентству REGNUM сперва сказал, что заявление о том, будто иранский газ дороже российского, не сооветствует действительности, а потом, отвечая на вопрос, может ли иранский газ стать альтернативой российскому, отметил: «К сожалению, когда мы строили армяно-иранский газопровод, то решили, что диаметр трубы должен быть небольшим. Поэтому иранский газ не может полностью удовлетворить потребности армянской стороны, хотя Иран имеет достаточные запасы газа, чтобы удовлетворить потребности не только Армении, но и ряда других стран». Напомним, что ранее Тигран Саркисян и министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян заявили, что иранский газ дороже российского. Вчера на встрече с журналистами посол Реиси напомнил о том, что иранская сторона готова продолжить сотрудничество в двух важных направлениях – строительства железной дороги и АЭС. «Мы неоднократно говорили, что Иран готов начать строительство своего участка сразу после того, как Армения начнет строить свой участок». После этого дипломат уточнил: «Для Ирана строительство этой железной дороги полезно, но не является необходимостью. Тем не менее мы готовы помочь Армении сократить блокаду границ». Можно заметить, что в заявлениях иранской стороны, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к карабахской проблеме, содержатся довольно примечательные предложения. Остается дождаться мессиджей Анкары и Москвы. Безотносительно ко всему до президентских выборов в Азербайджане в регионе формируется довольно интересная атмосфера.
Эмма ГАБРИЕЛЯН