Собеседник газеты «Аравот» в 1992-1996 гг․ глава российской посреднической миссии, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров
— Лидеры стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ сегодня в рамках проходящего в Эннискиллине саммита «Большой восьмерки» выступили с совместным заявлением по нагорно-карабахскому конфликту, выразив «глубокое сожаление» в связи с тем, что стороны в ходе переговорного процесса продолжали стремиться к получению односторонних выгод. «Применение военной силы, в результате которого сложилась текущая ситуация конфронтации и нестабильности, не разрешит конфликт. Возобновление военных действий будет иметь катастрофические последствия для населения региона и приведет к человеческим жертвам, дальнейшим разрушениям, росту числа беженцев, огромным финансовым затратам. Мы решительно призываем руководителей всех сторон еще раз подтвердить приверженность хельсинкским принципам, в частности принципам неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности, равноправия и права народов на самоопределение», — отмечается в заявлении. Что может изменить это заявление в процессе урегулирования карабахской проблемы?
— Вряд ли что-то изменит непосредственно, конкретно. Но идет в важное накопление сигналов, даже предостережений разгоряченным головам в Баку, все еще воспаленно мечтающим о военном реванше. Там неохотно, но все-таки понимают, что это значит.
Важно, чтобы это учитывалось и ежегодно сменяемым руководством ОБСЕ, продолжающим вяло реагировать на систематические угрозы, идущие вразрез с базовыми принципами общеевропейской организации. Лидерам ОБСЕ стоило бы начать продумывать линию в отношении государств-участников, весьма выборочно относящихся к ее основополагающим принципам, особенно пренебрегающим таким краеугольным принципом, как неприменение силы и угроз ее применения. Разве это совместимо с пребыванием в рядах организации, созданной ради безопасности и сотрудничества на европейском континенте?
Читайте также
Можно понять недовольство официального Баку длительной оккупацией ряда районов АР, но почему же оно никак не хочет учесть, даже игнорирует два фактора.
Во-первых, как возникла потеря контроля над этими районами и не было ли в годы войны собственных просчетов руководства АР, приведших к этому (нежелания прекращать военные действия, срывов прекращения огня, уклонений от миротворческих инициатив посредников и т.п.)? Баку говорит об оккупации упорно в отрыве от причин –просто констатирует, что имеет место ныне (будто она с неба свалилась). А ведь каждое явление имеет свое происхождение, свои причины! Почему же там ни в коей мере не желают углубляться в то, как она возникла? Как говорится, рыльце в пуху. Может ли сын дерзнуть и открыто признать ошибки отца? А вот втихую уходить от его наказов может. Он уже не говорит, как отец, что конфликт должен быть решен «исключительно мирными средствами», а совсем наоборот.
Во-вторых, он сам затягивает оккупацию собственными угрозами возобновить военные действия. В современном мире только спесь и дефицит здравомыслия могут подтолкнуть добиваться освобождения территорий с помощью наращивания силы и угроз. Разве не ясно, что под градом угроз противостоящая сторона еще больше будет опираться на выгодные в военном отношении, давно укрепленные и отодвинутые от Нагорного Карабаха позиции?
Лишь гарантии мира (и не только со стороны Азербайджана, но и Совета Безопасности ООН или тройки государств-сопредседателей) могут создать условия для быстрого ухода оккупирующих сил и возвращения перемещенных лиц. Пока конфликт не будет освобожден от доминирования военных факторов и переведен исключительно в политическую плоскость, переговоры будут буксовать. А именно Баку делает ставку на военные факторы. Конечно, это по своему решает внутриполитические задачи правящей элиты, но тормозит, а вовсе не ускоряет разрешение конфликта.
— Министры иностранных дел Армении и Азербайджана — Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедъяров — в конце июня встретятся, чтобы обсудить подготовку предстоящей встречи президентов двух стран Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар на днях заявил, что госсекретарь Джон Керри, принявший в Вашингтоне сначала Мамедъярова, а затем Налбандяна, пытается обеспечить некоторый сдвиг в карабахском урегулировании, сдвинуть процесс с мертвой точки. Можно ли перед президентскими выборами в Азербайджане обеспечить сдвиг в процессе или это будет очередная встреча президентов?
— Предвыборная обстановка скорее затрудняет, чем облегчает путь к взаимным уступкам и компромиссам.
— Госсекретарь США Джон Керри в Вашингтоне перед встречей с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбадяном заявил. «Крайне важно, чтобы все стороны попытались найти путь выхода из тупика, который держит этот конфликт в постоянно обостренном и полном потенциальных опасностей состоянии». Керри особо подчеркнул, что, говоря «все стороны», имеет в виду не только Армению и Азербайджан, но также Турцию, Россию, Иран. Можно ли считать указанные страны отдельными заинтересованными сторонами, и если это так, какую роль они, особенно Россия и Турция, сыграли в процессе?
— Термин «стороны» чересчур широк. При конфликтах чаще всего используют термин «сторона конфликта» или «сторона в конфликте» либо «конфликтующая сторона». Термин «заинтересованная сторона» тоже не четок: это может быть сторона, имеющая прямые интересы в самом конфликте (но уровнем ниже, чем конфликтующая сторона), а может быть и государство, внешнее по отношению к самому конфликту, не имеющее к нему прямого отношения, но заинтересованное в его урегулировании. Россия безусловно заинтересована в разрешении карабахского конфликта с учетом законных прав и интересов всех его сторон. Определенные интересы имеют соседние Иран и Турция, но по своему разные, скажем, своеобразные — они несравнимы с очевидными интересами России. Москва давно доказала на деле свою заинтересованность в достижении урегулирования, подведя все стороны к перемирию, которому уже более 19 лет (целое
поколение армян и азербайджанцев выросло за это время в напряженной обстановке, но все же без массового кровопролития). Странно, что Керри не упомянул США, которые сплошь и рядом заявляют о своих интересах по всему белому свету.
Эмма ГАБРИЕЛЯН