Действительно ли судьба нашего талантливого полузащитника волновала людей, утверждавших, что Рубен Айрапетян «насильно» держит Генриха Мхитаряна в «Шахтере», и создававших общественное движение под названием примерно «Спасем Гено от Немеца», или они хотели лишний раз выступить под маской «отважных борцов за справедливость»?
Между тем когда я уверял, что такое невозможно, что не надо спасать Генриха Мхитаряна, моей целью была не защита Рубена Айрапетяна, а желание, чтобы из-за глупых разговоров не сорвалась сделка и чтобы наш футболист оказался в «Ливерпуле». К счастью, все как будто закончилось благополучно, и сейчас «защитники» Генриха, видимо, разочарованы тем, что «волна» борьбы «за справедливость» постепенно спадает.
А то, что наши спортсмены играют в высококлассных западных командах, явление крайне положительное. Помимо индивидуального развития футболистов и пользы для национальной сборной, наши ребята знакомятся с организацией работы, дисциплиной, другой, более высокой по сравнению с нашей, культурой подхода к делу, которая так или иначе будет привнесена в Армению. Когда наши политические деятели и комментаторы нападают на западные ценности, пытаясь убедить нас в том, что они наносят удар по нашей национальной идентичности, я всегда привожу следующий пример. Представьте, если б «ВиваСелл» и «Оранж» не пришли в Армению и здесь была бы только компания «АрменТел». Вполне возможно, что в этом случае мы бы имели пыльные, грязные, плохо оснащенные АТС с армянскими очередями и постоянно ворчащими на клиентов сотрудницами. То есть то, что было при советской системе. Но поскольку операторов трое, то и две российские, и одна французская компании вынуждены руководствоваться западными стандартами работы. Поэтому я не видел, чтобы в их офисах возникали очереди, а сотрудники не улыбались и не выдавали кассовые чеки.
То же само можно сказать о наших футболистах. Если бы они играли только в армянских командах и не видели другой жизни, другой организации работы, то довольствовались бы только уровнем местных команд. А разве в результате было бы защищено национальное самосознание? Сомневаюсь. Оно бы опустилось до уровня отсталого «базара», что мы видим во многих сферах. Таким образом, западные ценности, на мой взгляд, это не только широта мышления и толерантность, но и отношение к работе: строгая самоорганизация, упорство в достижении поставленных целей без нытья и жалости к собственной персоне.
Читайте также
Чтобы было понятно, о чем идет речь, процитирую самого Генриха Мхитаряна: «Моими трансферными делами занимается мой официальный агент. Я как профессиональный футболист не интересуюсь делами своего агента и своего клуба. У меня официальный договор с моим клубом, и я выполняю свои обязанности… В жизни профессионального футболиста есть правила, и я обязан их уважать».
Именно так: не интересуется и выполняет обязанности. Для нашего уха звучит странно, не так ли? Но это, на мой взгляд, пример правильного отношения к работе.
Арам АБРАМЯН