Состоявшееся в субботу совещание у президента РА содержало в себе несколько важных пластов. Во-первых, совещание прошло на фоне ожидания в обществе решения Сержа Саргсяна по «оффшорному» скандалу.
Простому гражданину, не углубившемуся ни в детали этого скандала, ни в заявление генпрокурора Кипра, нужно просто знать ответ на один вопрос: считают ли себя власти ответственными за какие-либо процессы в стране или нет? А то, что в любом более или менее цивилизованном государстве в случае такого скандала не только премьер, но и все правительство подало бы в отставку, это бесспорно. Сержу Саргсяну, который не любит идти на решительные шаги, наверное, все же следовало хотя бы раз решиться на это, особенно с учетом того обстоятельства, что через четыре года ему надо будет передать власть, а во время второго срока правления руководители обычно думают о том, чтобы оставить в истории добрую память о себе. Однако при таком правительстве это вряд ли возможно, если не сказать, почти исключено.
И вот в этой ситуации проходит совещание, в котором не принимает участие второе лицо государства – председатель Национального Собрания. До этого Овик Абрамян не скрывал своего, мягко говоря, восторга по поводу разоблачений, представленных в парламенте председателем Контрольной палаты. Серж Саргсян как будто начал проявлять достаточную деликатность в отношении политических прцессов, точнее, в вопросе их «правильного» направления. В результате вышеупомянутого совещания сегодня сформировалась атмосфера, которая подсказывает, что внутри власти произошли невидимые нам, простым смертным, события, выявившие внутривластные разногласия.
То, что в самой власти имеется серьзный потенциал для столкновения интересов, сомнений не вызывает.
Читайте также
Более того, нет недостатка и в тех, кто пользуется бездействием властей. Однако весь вопрос в том, контролирует Серж Саргсян этот процесс или ситуация может выйти из-под его контроля?
Если Серж Саргсян будет продолжать придерживаться своего принципа – не прибегать к решительным шагам, то можно придти к заключению, что совещание в резиденции президента, спущенные различным ветвям власти распоряжения станут основными обсуждающимися политическиим процессами, не более того. Однако через некоторе время страсти успокоятся, и председатель Контрольной палаты даже не вспомнит о «разворованных» миллионах (кстати, в любой более или менее цивилизованной стране председатель КП после публичной критики президента страны в свой адрес давно представил бы объяснения общественности или подал бы в отставку).
Оставим в стороне родственные связи между спикером НС Овиком Абрамяном и председателем партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном, бывшее членство в этой партии председателя КП Ишхана Закаряна, предпринимаемые время от времени попытки связать все эти имена с Робертом Кочаряном и введение в обращение версии об организации «заговора» внутри власти. Примечательно, что в армянских политических процессах страсти время от времени накаляются исключительно во властном поле, а не в давно уже опустевшем оппозиционном.
Пустота, образовавшаяся в оппозиционном поле через четыре месяца после переизбрания Сержа Саргсяна, могла способствовать появлению еще одного фактора – выбора преемника власти. Это один из наиболее главных вопросов, который создаст благодатную почву в вопросах, касающихся новых политических интриг, нового столкновения и проявления интересов, объяснений, согласий, принятия решений. Возможно, что вопрос о преемнике вовсе не стоит на повестке Сержа Саргсяна, однако какие бы политические процессы ни осуществлялись во властной элите, они будут сталкиваться с этой проблемой, и не исключено, что последние события являются результатом как раз этого.
В любом случае в ближайшие недели или месяцы станет ясно, какое решение предпочтет Серж Саргсян. В зависимости от этого и определится степень искренности «оффшорного» скандала, разоблачений Контрольной палаты и последовавших за ними процессов.
Эмма ГАБРИЕЛЯН