Репортаж корреспондента информационной программы «Вести» телекомпании «Россия» Ольги Скабеевой об аварии в окрестностях Подольска по праву вызвал возмущение жителей Армении. Этот материал является классическим примером того, как нельзя готовить репортаж, в частности, учитывая то, что мы, журналисты – не судьи и не прокуроры, и даже если ты не журналист, то должен принимать во внимание, что расизм и ксенофобия запрещены по законам РФ, РА и других стран. Конечно, было бы наивностью полагать что журналистка официозного телеканала подготовила подобный репортаж по собственной инициативе, без «отмашки»: если бы ей сверху дали распоряжение «доказать», что армяне – лучшая нация в мире, то Ольга сделала бы это с не меньшим энтузиазмом. Кстати, ту же журналистку власти России используют для того, чтобы «бичевать» оппозицию.
И вновь вынужден констатировать, что это не чисто российское явление, и такого рода «журналистика» процветает и в Армении. В данном случае не столь важно, оплачиваются ли работающие в таком стиле журналисты напрямую из президентского аппарата или из «политбюро» оппозиционных партий, или же в указанных местах авторам настолько промывают мозги, так тщательно «впрыскивают» определенные идеи, что они уже на «автопилоте» готовят материалы в «скабеевской» манере.
В чем заключается главная особенность подобного подхода к действительности? Не видеть ни в одном человеке, ни в одном явлении, ни в одном факте никаких нюансов и ответвлений. Например, если человек является «положительным героем», то исключается, чтобы о нем или о высказанных им мыслях прозвучало хоть одно критическое слово. И наоборот, если он антигерой, то не только запрещается думать, что он может иметь некоторые положительные проявления, но и допустить, чтобы прозвучало его мнение или точка зрения его сторонников. Скажем, если та же Ольга (чисто теоретическое предположение) пожелает в ответ на прозвучавшую здесь критику написать что-нибудь для «Аравот» (разумеется, в пределах корректности), то я без колебаний предоставлю ей место.
Некоторые в этим случае могут сказать, что я стал рупором русского шовинизма – кто она такая, чтобы писать ответы в армянских газетах и т.д. Но если и я начну так думать, то ничем не буду отличаться от Ольги. Кстати, не буду отличаться и в том случае, если начну писать в адрес этой женщины оскорбления, как это делают многие пользователи в интернете.
Читайте также
Большинство коллег и читателей, вероятно, со мной не согласятся. Но я думаю, если мы «принципиально» отказывается видеть жизнь в ее многообразии, то не сможем понять ее явления. Как же в таком случае мы будем рассказывать нашим читателям или телезрителям о том, чего сами не понимаем?
АРАМ АБРАМЯН