К вопросам, выдвигаемым выступающими в Армении против предварительного подписания Договора об ассоциации с ЕС, недавно добавился еще один: почему не публикуется текст Договора об ассоциации? Беспокоит тех, кто выдвигает этот вопрос, то, может ли это Соглашение привести к ограничению дальнейших интеграционных возможностей Армении в отношении других стран. Можно предположить, что обеспокоенные этой проблемой имеют в виду ограничение для Армении иметь контакты с Таможенным союзом, а в дальнейшем – с Евразийским союзом. Прежде всего, надо отметить, что в политическом сфере Армении почти не звучало логического обоснования, почему Армения должна отказаться от Соглашения по ассоциации с ЕС. Если единственное «сокрушительное» обоснование заключается в том, что если Армения предподпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия на нас обидится, а если Россия обидится, то Армения исчезнет с лица земли, то в этом случае мы имеем дело не с контрдоводами. Эти «обоснования» – закостеневшее в умах некоторых армянских «михаиллеонтьевых» убеждение, бороться против которого не только бесполезно, но и бессмысленно. Они способны бесконечно повторять только это при любых обстоятельствах, независимо от того, сделает ли Армения шаг в сторону евроинтеграции или нет. Что касается секретности текста Соглашения, то, прежде всего, странно требование о том, почему его содержание пока неизвестно, тогда как в случае с другими соглашениями (например, документы, подписанные с РФ), до их принятия или подписания такого требования не звучало со стороны этих же политических деятелей и экспертов. Философию Договора об ассоциации с ЕС прошли множество государств, и общества многих стран не прогадали от применения европейского законодательства, а наоборот – выиграли. То есть, речь идет о шаге к приобщению к общечеловеческим ценностям, а не об опасности поворота Армении в непредсказуемость и неизвестность.
Договор об ассоциированном членстве является стратегическим в том плане, что страны Восточного партнерства получат тот же статус, который сегодня долгие годы имеет и Норвегия, которая не является членом ЕС, однако составляет часть единого рынка ЕС.
Армения тоже станет частью ЕС, а это значит, что в ближайшие годы, после переходного этапа, Армения составит часть единого рынка ЕС, а это рынок, который, несмотря на проблемы в ЕС, связанные с кризисом, самый богатый рынок мира, а стать частью этого рынка – большое достижение и большая возможность для экономики Армении. Известно, что бывшие социалистические страны, став членами единого рынка ЕС, за несколько лет удвоили, утроили объемы национальной продукции. И это не только шанс стать частью единого рынка, но предполагает и модернизацию экономики. То есть, Армения, Грузия и Молдова должны модернизировать, либерализовать свою экономику, привести ее в соответствие со стандартами и законодательством ЕС.
В действительности у нас другие проблемы. Наше общество будет готово осуществить пункты, предложенные соглашением, однако будут ли к этому готовы также и действующие власти, которые должны взять на себя обязанность модернизировать все сферы и реализовать конкретные шаги… Это самый важный вопрос, который остается безответным. Если беспокойство недовольных публикацией текста Договора об ассоциации с ЕС заключается в том, что в случае его принятия Армения окажется в другой системе безопасности, то тут следует заметить, что Армения является членом ОДКБ и СНГ, и власти Армении в этом вопросе вряд ли в ближайшем будущем пойдут на поворотные изменения. Кроме того, подписание Договора об ассоциации точно уж не предполагает равноценные военно-политическому блоку обязательства. Сегодня у нас другая проблема, и эта проблема более чем очевидна также и для защитников Договора об ассоциации ЕС, и для тех, кто критикует его. Это поведение властей России – довольно
Читайте также
жесткое противодействие самостоятельной попытке Армении на пути интеграции с ЕС – в самых разных вопросах, по самым разным поводам, которому надо противостоять, не обостряя антироссийских настроений.
Эмма ГАБРИЕЛЯН