Армянский Патриарх Иерусалима архиепископ Нурхан Манукян в своем письме Католикосу Гарегину II поднимает те вопросы, которые тревожат нас, жителей Армении, представителей как духовенства, так и светского общества. Повод при этом не столь существенный: ни сам архиепископ, ни бывшей предводитель епархии Франции архиепископ Норван Закарян, которого патриарх взял под защиту, безусловно, не будут причислены к лику святых. Точно так же, как и Католикос Всех Армян. Однако Патриарх Иерусалимский принципиально прав, когда указывает, что в атмосфере страха и угроз не может быть здорового поколения, от этого пострадает и народ, и Первопрестольный Эчмиадзин, в то время как потребность в более продвинутых и придерживающихся пуританского образа жизни церковниках выше, чем в лижущих пятки.
В период правления особенно этого Патриарха сформировалась такая система, где единственным залогом продвижения по службе духовного лица является заискивание перед руководством, когда любое независимое, свободное мышление наказуемо, когда похвала в адрес подчиненного воспринимается как оскорбление вышестоящего начальства. Все это, что и говорить, содействовало возникновению атмосферы серости (или, если хотите, удушливости) в духовной сфере и дискредитации нашей церкви. Вероятно, здесь определенную роль играют некоторые личные качества Католикоса, при наличии которых естественно выглядят и распространение серой посредственности, и безоговорочное послушание, и требования угодничества.
Но это всего лишь «оттенки» – проблема не является личностной. В противном случае, ситуация в государственных учреждениях на различных уровнях или в партиях отличалась бы от ситуации в Первопрестольном Эчмиадзине. А то, что она не отличается – яркой демонстрацией этого является то, что как в государственной системе, так и в политических партиях держат специальных людей, в чьи обязанности входит «давать мощный отпор» всем тем, кто заметил бревно в глазу их «шефа». Так сказать, штатные «лизоблюды». Есть учреждения и партии, где текст такого «мощного контрудара» пишут сами первые лица, а затем заставляют подписываться своих «подданных». Лидеры «Soviet style» являются обычным отражением общества советского стиля.
Конечно, было бы желательно, чтобы духовенство и духовная сфера были выше всего этого. Но это нереально. Священнослужители не могут оставаться в стороне от болезней общества. Если вершиной стремлений общества, предположим, является шикарный автомобиль, то и духовенство точно так же будет мечтать об этом. Если самым почитаемым образом является «бизнесмен», то и священники, в меру возможностей, будут стремиться в бизнес-среду.
Читайте также
Так было всегда и везде. Католические кардиналы, лежа в обнимку с куртизанками, подписывали указы о предании публичному сожжению на костре жен, изменивших своим мужьям.
АРАМ АБРАМЯН