Накануне пятилетней годовщины российско-грузинской войны, начавшейся в августе 2008 года, в отношениях этих двух стран произошло знаменательное событие: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал интервью грузинскому телеканалу «Рустави-2».
Примечателен сам факт того, что в дни августовской войны глава правительства России дал интервью грузинскому телеканалу. Не менее примечательны мессиджи Медведева, которые помимо того, что адресованы руководству Грузии, в частности премьеру-министру Бидзине Иванишвили, и грузинскому обществу, в каком-то смысле могут восприниматься как «грузинские уроки» Москвы, адресованные также Сержу Саргсяну, которому предстоит принять решение о подписании осенью Ассоциативного соглашения с ЕС.
Медведев назвал Михеила Саакашвили политическим преступником, отметив, что в 90-е годы возникли проблемыс территориальной целостностью страны: «Но никто не запрещал грузинам и руководству Грузии склеивать свою страну. И делать это нужно было медленно, аккуратно, договариваясь между собой. И в какой-то момент, может быть, были шансы создать если не федерацию, то конфедерацию, и как-то вместе жить, существовать. Но все было упущено. И по сути, я об этом уже говорил, именно сам Саакашвили растерзал свое государство».
Далее премьер-министр РФ заявил, что при создании Евразийского союза речь не идет о возрождении Советского Союза. По словам Медведева, Евразийский союз – это интеграция с соседями в сферах торговли, инвестиций, что может быть интересно и для Грузии. В качества примера он привел интеграцию РФ, Казахстана и Беларуси, добавив, что ожидает от Иванишвили «прагматичных действий»: «С Иванишвили я встречался в Давосе. У нас был короткий разговор, но нормальный, вполне спокойный, товарищеский разговор. Он на меня произвёл впечатление прагматичного человека, я с ним, кстати, ни разу до этого не виделся. Человека, который желает, естественно, добра и процветания своей стране, у которого есть свои политические ориентиры и приоритеты, но который понимает, что нужно выстраивать добрые отношения с Российской Федерацией, который понимает, какое тяжелейшее наследство от предшествующих политиков ему досталось. Политики должны быть прагматичны, должны принимать решения сообразно ситуации и не допускать роковых ошибок, стараться разрешать все вопросы в законодательном поле с учётом международного права за столом переговоров, а не путём давления или апелляции к каким-то авторитетам заокеанским».
Читайте также
Затем, представляя позицию Москвы, Дмитрий Медведев чуть ли не с угрозой сказал: «Возможность членства в НАТО ничего не добавит Грузии как суверенному, хорошо развивающемуся государству, но в то же время создаст долгосрочный, долговременный источник напряжённости между нашими странами».
По словам Медведева, поводом для возможной напряженности может стать не то, что произошло на Кавказе в 2008 году. «Вы станете участником крупного военно-политического альянса, который (ещё раз повторяю, это не мы придумали, это до нас всё сделали) является в этом смысле так называемым вероятным противником при возникновении определённых ситуаций»,- заявил Д.Медведев, добавив, что ядерные ракеты НАТО нацелены на объекты, находящиеся на территории Российской Федерации.
Заявления главы российского правительства свидетельствуют также о прилагаемых Москвой последних усилиях, цель которых не допустить ухода России с Южного Кавказа. В последнее время Кремль открыто показывает, что ведет борьбу за Южный Кавказ. Москва не упускает повода напомнить о себе, о своих интересах. Вчера турецкие СМИ сообщили, что президент России Владимир Путин 31 августа прибудет с официальным визитом в Баку.
В этой ситуации Армения, пожалуй, останется лицом к лицу с Кремлем. С одной стороны Медведев открыто заявляет Грузии, что может ожидать эту страну в случае членства в НАТО, с другой стороны делает предложение об интеграции в Евразийский союз, ссылаясь на пример «преступника» Саакашвили и «грузинские уроки» в восприятии Кремля…
Мессиджи Кремля четко адресованы также официальному Еревану в преддверии углубления его отношений с ЕС. Трудно сказать, смогут ли власти Армении противостоять давлению России, но то, что они обязаны это делать, однозначно.
Эмма ГАБРИЕЛЯН