Какой должна быть завтрашняя Армения? Более либеральной и более демократичной, чем сегодня, – единодушно ответят все. За небольшим исключением, эти принципы на словах поддерживают и основные политические силы. Мы часто говорим о правах человека и гражданском обществе. Случаи их нарушений фиксируются в средствах массовой информации, и те, кто чувствуют себя в этом плане притесненными, прилагают большие усилия, чтобы деятели с Запада дали соответствующие оценки Армении. Конечно, это можно рассматривать как крупную дипломатическую и пропагандистскую победу. Если цель таких деятелей или партий заключается в настраивании против Армении международных организаций (например, ООН), то мы можем посоветовать им наладить более тесное сотрудничество с Турцией и Азербайджаном. Хотя вероятность успеха невысокая, поскольку на Западе люди не столь наивны, и в международных организациях хорошо осведомлены о том, где и что происходит. Но бесконечная любовь к Западу, а также демократии, либерализму и правам человека, вспыхивая время от времени ярким светом, меркнет на общем «идеологическом» фоне. А сами они («идеи») имеют прямо противоположную направленность. В порядке напоминания приведем некоторые из них: освободим нашу страну от пороков западного либерализма, объединимся вокруг национальной идеологии, понятие «права человека» придумали евреи и масоны – нет проискам международного империализма, и так далее и тому подобное.
Вероятно, из этих полярных принципов следует выбрать какой-то один, и выстраивать свою политику под этим углом зрения. Такой дуализм имеет объективную природу и свойственен почти всем (не только оппозиционным) политическим течениям. Но наиболее ярким примером в этом плане является АРФ Дашнакцутюн. Когда говорится, что эта структура не может называться партией в буквальном классическом, западном смысле, дашнакцаканы обижаются, утверждая, что парламентаризм у них в крови. Когда же говорится, что для Армении они являются обычной партией, одной из 47, они снова обижаются, заявляя, что АРФД общеармянская структура и не намерена подчиняться каким-то законам какой-то Армении.
И вновь на передний план выходит вопрос выбора – или отвергнуть, или принять определенные правила (да – универсальным, да – разработанным Западом) игры. И на этот вопрос должны ответить все политические силы и все наше общество.
То, что Армения не соответствует этим стандартам – это факт. Остается фактом и то, что мы до сих пор не построили демократическое государство, потому что, в частности, у властей иногда возникает соблазн решать проблемы в стиле прежнего режима. Но также очевидно, что никто больше не в состоянии этого сделать. А значит, произошли необратимые изменения.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН
21.03.1995г.