Необходимости в представлении оперной примадонны, сопрано Асмик Папян, нет. Она выступала и выступает на самых авторитетных сценах мира. Она считает, что особенность певиц армянского происхождения, которая приносит им успех за границей, обусловлена своеобразным оттенком голоса, характерным для южных теплых стран, генетикой, культурой нации, носителями которой они являются.
Певица говорит, что Европе нужны певцы, которые будут «носителями» их репертуара, будут востребованы, и будут соответствовать следующим стандартам: иметь голос, быть сценичными, трудолюбивыми, грамотными, музыкально подкованными, способными к быстрому перевоплощению.
На вопрос «Аравот», какие роли она хотела бы озвучить на армянской сцене, госпожа Папян ответила: «Я бы хотела, чтобы на армянской сцене было исполнено все, я не говорю о Верди – я исполнила 13 ролей, так что они здесь не новинка. Здесь я бы хотела петь, например, «Франческу да Римини», «Федру», которые являются прекрасными драматическими образами, леди Макбет, которая, кажется, мало исполнялась, Маргариту из «Мефистофеля», Изольду… скажем, Эльзу из «Лоэнгрина».
Мы поинтересовались, чего не хватает в Армении, из-за чего классическое искусство как-то не востребовано и залы не всегда переполнены?
Читайте также
«Классическое искусство вообще роскошь для всех стран, армия любителей классической музыки – элитное общество, которое с детства так воспитывается, обучается и получает направленность. Нельзя от сегодняшнего слушателя, простого смертного, требовать, чтобы он сидел и 7 часов слушал оперы Вагнера, ведь для этого необходима подготовленность, любовь… Что касается культурной жизни в Армении, она довольно насыщенная, есть прекрасный зритель, просто надо вызвать у него интерес, и потчевать слушателя такими программами, которые он не слышал, или такими исполнениями, которые приведут его в зал», – уверена известная сопрано.
Во время беседы мы коснулись и состоявшегося в концертном зале «Арам Хачатурян» ее сольного концерта, приуроченного к 200-летию со дня рождения Вагнера и Верди, в сопровождении Государственно филармонического оркестра Армении, которым руководил художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян. По поводу концерта Асмик Папян сказала: «Инициатива была не моя, я приехала в Армению с семьей на отдых, какой-либо программы у меня не было, просто очень непринужденно, как и все предложения в Армении, дирекция Филармонии, в лице Эдуарда Топчяна, предложила мне выступить». Певица была впечатлена теплым приемом, оказанным слушателем, она считает, что для нее это было похоже на нечто, похожее на праздник: «Времени было очень мало, без сна готовилась целую неделю. У оркестра тоже было мало времени и, к их чести, они сумели очень хорошо мобилизоваться, мы провели всего три репетиции и получился прекрасный концерт».
На наше замечание, что в Армении царят такие умонастроения, что значительная часть артистов, занятых творчеством за рубежом, в конце концов вернется в Армению, где их ждут разные должности в их сфере, а конкретно ее имя связывают с Оперным театром, на что Асмик Папян ответила: «Я об этом никогда не слышала, впервые слышу, но если такое предложение будет сделано, то я очень серьезно подумаю… Я все еще пою, у меня пока еще есть программы, я не оставлю все это, конечно, но если будут предложения, то я подумаю». Мы спросили у нее и о высказанной на пресс-конференции озабоченности по поводу того, что артистов, работающих за рубежом, часто в Армению не приглашают.
«Может быть, это стратегия, в зависимости от того, какое направление взял театр. Я не знаю какое направление избрал театр, какова цель – воспитать новое поколение, иметь богатый репертуар, дать шанс спеть армянским певцам или приглашать из-за рубежа и устраивать четыре раза в год праздники? Это определенное направление, которое должен иметь театр. Например, и за рубежом существуют сотни оперных театров, где не каждый вечер выступают звезды. Речь не идет о больших театрах. В Германии есть театры, где в их ежедневном репертуаре участвуют местные певцы, но время от времени приглашаются и звезды. Если в Армении преследуют такие цели, то конечно же могут приглашать и других участников, в том числе и меня, мы можем внести в репертуар некоторую свежесть. Не говоря уже о том, что у меня за эти годы могло быть много выступлений».
А почему она сама не напоминает, не выступает с предложениями?
«Я всегда приезжаю в Ереван, и напоминания с моей стороны воспринимаются неверно. Например, участие в 2010 году Национальной оперы в спектакле «Аида» было совершенной случайностью. С режиссером, которого я встретила на улице в Ереване, я трижды работала за границей. Увидев меня, он спросил, что я делаю в Армении. Я ответила, что приехала на Родину. Он забыл, что я армянка. Он рассказал, что находится здесь по приглашению, ему предложили проект, и если я соглашусь спеть Аиду, он поставит «Аиду». Вот так была поставлена «Аида». Я пришла только на генеральную репетицию, потому что в то время пела в Неаполе… Я благодарна дирекции театра, что пошли навстречу, и 16 ноября 2011 года я спела в «Ануш» – в этот день 25 лет назад я в первый раз пела в опере. Вот таким скромным образом я отметила свое первое выступление на сцене», – рассказала певица.
На вопрос, получает ли она приглашения и предложения от фестивалей классической музыки, проводимых в Армении, наша собеседница ответила: «Однажды, в рамках «Ереванских перспектив» я пела вместе с Лондонским филармоническим оркестром. Это было здесь, мне предложили, и я с удовольствием согласилась. Один раз мне поступило предложение от фестиваля «Верадарц», просто мы не пришли к согласию в вопросе программы, потому что я скорее всего оперная певица эпического жанра, и очень мало исполняю камерные произведения. Хотя сейчас я намерена вернуться и петь произведения армянских композиторов. Если это будет соответствовать формату фестиваля «Верадарц», то мы это реализуем вместе с Мариам Шагинян. Вообще-то в нашей стране есть возможность проводить концерты на открытой местности, я помню, как такие проекты реализовывал Арам Нарабекян, знаю, что сейчас в Степанакерте должен быть поставлен «Арцваберд».
Певица сообщила, что мечтает поскорее вернуться со своей семьей в Армению, так как Вена, по ее словам, исключительно место для проживания.
«В 2000 году, когда я пела в Израиле, Сильва Капутикян подарила мне свою книгу с такой дарственной надписью: «Куда бы ты не уезжала, пусть твои пути начинаются из Армении». Я никогда этого не забываю, честно говоря, я жду этого дня. Когда я уехала, были другие времена, я не могла просыпаться утром в Париже, а вечером петь в Цюрихе, поэтому и осталась там, есть и другие причины, что я живу в Европе… Дочь считает дни, когда мы вернемся в Армению, просто ей предстоит еще пять лет учиться до окончания школы».
А хотела бы она, чтобы ее дочь Сирануш пошла по ее стопам?
«Как мать, я бы не хотела, чтобы она пошла моим путем, потому что это очень трудно, и не каждому удается дойти до конца… С другой стороны, то, что переживаешь на сцене, вместе с музыкой, неоценимо, ниспосланные свыше благословение. Если у дочери окажутся хорошие данные, такая целеустремленность и трудолюбие, как у меня, то я помогу ей, укажу путь. Но как мать я бы хотела, чтобы она прожила более спокойную жизнь», – сказал Асмик Папян.
Гоар АКОПЯН