Итоги визита президента РФ в Азербайджан будут ощутимы через 2-3 месяца, считает бывший министр иностранных дел НКР Арман Меликян
— Все лето в Армении сохранялась напряженность: воины-освободители проводили длительные акции протеста, различные акции организовывались против роста цен… Однако на все это власти реагировали довольно пренебрежительно, да и оппозиция, пожалуй, особой активности не проявляла. Чем объяснить эту неадекватную реакцию на сложившуюся ситуацию? К чему это приведет – к взрыву или очередному разочарованию, свидетелями чего мы были на протяжении многих лет? На что надеются власти?
— Социальные протесты в летний период можно считать довольно удачной попыткой переместить всеобщее недовольство и разочарование, связанные с последним избирательным этапом, из политической сферы в социальную. Благодаря этому с властью «говорит» гражданин в лице различных активистов, и этот «диалог» проходит без вовлечения других политических сил. «Диалог» гражданин-власть с одной стороны показывает, что власть готова идти на уступки по требованию общественности, а не политических противников, тем самым делая бессмысленной для граждан поддержку властями политических противников. С другой стороны внешне ценится сам гражданин. Таким образом власть может выиграть некоторое время.
— Визит президента РФ в Азербайджан комментировался по-разному. Говорилось, что он был не самым успешным. Звучали и противоположные мнения. Тем не менее, каким Вы видите дальнейшее развитие армяно-российских стратегических отношений в контексте этого визита?
Читайте также
— Мы являемся свидетелями очередного глобального геополитического движения, в результате которого сменяются элиты, управляющие многими государствами, пересматриваются типы и содержание межгосударственных отношений, меняются государственные границы. Инициаторами этих изменений являются не русские. Они вынуждены реагировать на происходящие процессы, зачастую не понимая, что на уме у тех, кто инициирует происходящие события. В этом смысле мы находимся в аналогичном положении, поэтому нам нужно быть очень бдительными, чтобы вовремя и точно отреагировать на угрозы, которые могут выпасть на нашу долю. Что касается последствий или результатов визита президента Путина, то об этом пока рано говорить, они будут ощутимы позже, возможно, через два-три месяца.
— У Вас нет опасений, что в ноябре Армения все же не подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС? И хотя определенные должностные лица выступили недавно с рядом заявлений в защиту Соглашения об ассоциации, тем не менее многие деятели скептически относятся к этому.
— Я лично не придаю большого значения срокам. В конце концов нельзя исключать, что до этого в Армении или регионе произойдут события, которые могут ускорить или сорвать подписание, независимо от желания наших руководителей. Вокруг нас уже начался большой пожар, и наша задача – не допустить, чтобы он навредил нам. Сегодня рассматривать вопрос о подписании или неподписании имеет смысл только с этой точки зрения.
— Какие шаги, на Ваш взгляд, могут быть предприняты против Армении с тем, чтобы она в последний момент отказалась от подписания? И если, не дай Бог, получится так, что Армения откажется от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, какие перспективы могут ожидать нашу страну?
— В любом случае у нас должна быть одна стратегия: из этого горнила геополитических изменений Армения должна выйти невредимой и окрепшей. Наше существование началось не с этого соглашения и не им закончится. В свое время Севрский договор тоже был для нас многообещающим документом, но он по сей день остался невыполненным по нашей части. Не знаю, кем и какие гарантии были даны Армении из-за рубежа, однако внутри страны мы в любом случае должны быть сильными. А в этом плане действующий режим никаких реальных положительных результатов еще не добился.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН