Хачатур Кокобелян считает, что официальный Ереван должен сделать выводы из российско-украинской «экономической войны»
– Хотя компетентные высокопоставленные должностные лица Армении не раз заявляли, что в ноябре официальный Ереван предподпишет Договор об ассоциации с ЕС, в определенных политических кругах сохраняется скептицизм. У Вас тоже есть опасения, что в последний момент у властей РА может не хватить смелости?
– Сегодня нам не хватает серьезных обсуждений на эту тему: в состоянии ли власти РА и политические силы руководствоваться исключительно интересами нашего государства, и не вести пугливую политику – насколько в данный момент наши интересы противоречат интересам других государств, невзирая на интерес самой Армении в этом процессе?
В ближайшем будущем мы считаем необходимым сделать этот вопрос предметом глубоких обсуждений в политических и экспертных кругах, чтобы и для общественности были более ясными и обоснованными прозвучавшие мнения о том, что даст Армении предподписание Договора об ассоциации или, почему бы и нет – не предподписание. Речь не идет об официальной публикации самого документа, а о реализации конституционного права граждан РА быть информированными о сути и содержании договора, и ответственной номер один за обеспечение этого является действующая власть. Может быть эта неразбериха возникает из-за отсутствия информации. На словах важность этой проблемы порой преуменьшается, а звучащие до сегодняшнего дня доводы – и «за», и против – часто очень примитивны.
Читайте также
Например, я сам считаю очень опасным то мнение, которое в последнее время часто вводится в обращение: что, мол, РА, совершая шаги в направлении углубления программ экономического сотрудничества с ЕС, подвергает опасности свою безопасность. То есть, некоторые политические и экспертные круги все еще пытаются представить эту проблему исключительно с точки зрения РФ, не колеблясь заявляя, что это не выгодно РФ и Армения не должна идти на этот шаг. К сожалению, в этой связи так и не представляются доводы по поводу того, чем это выгодно или невыгодно Армении. На таком уровне нельзя так подходить к столь важному вопросу внешней политики. Предподписание Договора об ассоциации для РА дает возможность выйти на самый большой экономический рынок, и я считаю неправильным переносить этот вопрос в плоскость системы безопасности. Например, Мексика и ЕС еще в 2000 году ратифицировали Договор о свободной торговле, тем самым решив только экономическую задачу.
Я считаю, что власти РА, обязанные руководствоваться исключительно интересами Армении, должны найти в себе силы и подписать Договоры об ассоциации с ЕС и о зоне свободной, глубокой и всеобъемлющей торговле. Это необходимое условие для развития Армении. Здесь есть и важная политическая проблема: находясь в блокаде и имея неразрешенный Карабахский конфликт, Армения, не присоединившись к этим договорам, сама поставит себя на путь экономической блокады. Эти договоры дадут Армении возможность создать поле экономической конкуренции, решить вопросы привлечения новых ресурсов в нашу изможденную экономическую систему. Для того, чтобы пойти на такие необходимые изменения ситуации в Армении, только наших внутренних ресурсов недостаточно, иначе, изменения уже были бы проведены.
Следовательно, мы, без околичностей, должны создать другие ресурсы и возможности. Я имею в виду важность и финансового вопроса, и рынков, и задач конкурентоспособной экономики в развивающемся столь стремительными темпами мире.
– Вы имеете в виду то, что подписав Договор об ассоциации, появятся перспективы открытия армяно-турецкой границы?
– Это другой вопрос и находится в другой плоскости. Но я всегда придерживался мнения, что Армения должна использовать все возможности и не иметь закрытых границ. Это – возможность открытия экономических границ. Для страны, находящееся в положении Армении – с неразрешенным конфликтом, тяжелым социально-экономическим положением, – закрытые границы означают серьезное препятствие для развития, ограничение возможностей, как бы это не формулировали. Не считаю уместным перенос вопроса углубления экономических отношений с ЕС исключительно в плоскость систем безопасности. Можно было бы сформулировать более грубо, но пока что скажу мягко: политические деятели Армении и аналитики должны исходить из интересов Армении, а не проецировать российские, европейские или западные интересы на наше политическое поле.
В этом смысле, руководствуясь исключительно холодными и основательными расчетами, мы всегда высказывали наше мнение, что являемся сторонниками не только углубления экономических отношений и интеграции с ЕС, но и того, что Армения должна иметь в своей повестке вопрос членства в ЕС.
Может быть, сегодня для многих покажется анахронизмом, но тридцать лет назад мало кто мог представить, что могут разрушиться страны и исчезнуть с карты мира. А в контексте нынешнего развития мира, самым перспективным и целесообразным для Армении является полноценное членство в ЕС. А те люди, которые говорят о Нагорно-Карабахском конфликте, должны четко понимать одно: гарантия безопасности РА и НКР – это развитая и жизнеспособная Армения. Надо суметь вести такую правильную политику, чтобы безопасность Армении не зависела от чьей- то воли. Предумышленно заводить эту азбучную истину в тупик, говорить, что если мы не будем себя хорошо вести, русские уничтожат нас, просто унизительно. Прежде чем озвучивать подобные мысли, следует сначала считаться с достоинством государства и общества.
Но не надо связывать надежды только с Договором об ассоциации и надеяться, что его подписанием Армения сразу станет развитой. Это просто необходимое условие, которое позволит привлечь дополнительные ресурсы, решить задачи по созданию эффективно управляемого государства.
– Считаете ли Вы реалистичным то, что до предподписания Договора об ассоциации РФ может поощрить авантюру Азербайджана – начать военные действия?
– Я считаю, что не будет поощрять. У РФ тоже есть проблемы. В современном мире крупные геополитические процессы – возникновение очагов войны и т.д., не происходят в одностороннем порядке. Ни одна сверхдержава, в том числе и РФ, не может принимать индивидуальных решений. Кроме того, у РФ есть вопрос Сочинской Олимпиады, реакция мира на которую, кажется, не однозначна. Я не думаю, что России до Олимпиады будет выгодно вступать в такие процессы.
– Угрожает ли Армении экономическая война, которую Россия начала против Украины, тем более что в настоящее время многие экономические мощности Армении находятся в руках РФ? Кстати, российские аналитики разного калибра уже говорят об использовании Россией примера Украины и в отношении Армении.
– Да, к сожалению, в результате политики, проводимой Арменией и сегодня, объекты Армении, имеющие важное стратегическое значение, не принадлежат ей. Они принадлежат российским компаниям, и когда мы в свое время говорили об этом, нас считали русофобами. Мы уступили и важнейшие атрибуты независимости, в том числе и безопасность, но сейчас настал тот момент, когда надо подумать трезво и сделать выводы из создавшейся ситуации, чтобы в очередной раз не пойти на лишение имущества Армении.
Думаю, что Россия не поступит с Арменией так, как поступила с Украиной. И не по той причине, что к нам окажутся более добрыми. Экономические отношения РФ и Украины находятся на ином уровне, они объемные, лишившись украинской экономики, русская экономика существенно пострадает.
Но в Армении тем более должны сделать выводы из этого: должны осознать, что для того, чтобы в будущем избежать всего этого, надо суметь один раз, выпрямившись и разогнув спину, руководствоваться исключительно интересами РА. Никто не говорит, что надо ухудшать отношения с РФ или уничтожать их. А если в РФ думают, что, подписав Договор об ассоциации, РА подвергает опасности отношения с РФ, значит, нам здесь есть над чем серьезно подумать – о качестве наших стратегических отношений.
Нелли ГРИГОРЯН