Ровно 50 лет назад лидер фашистского режима Италии Муссолини был подвергнут жестокой казни. Партизаны повесили его за ноги, и дали итальянцам возможность выразить свой гнев против дуче и плюнуть ему в лицо. Грехи Муссолини перед итальянским народом, а также против человечества, действительно были велики, и за свои преступления он понес заслуженное наказание.
Деятели в разных странах (а также в Армении), которые сегодня имеют «фюрерские» притязания и открыто проповедуют фашистские идеи, вероятно, должны иметь перед глазами этот эпизод из итальянской истории. Пропаганда национальной нетерпимости и обещания бесплатной еды могут на какой-то период вдохновить народные массы, однако финал подобной деятельности оказывается столь трагичным, что у тех же масс возникает желание плюнуть в лицо авторам этой политики.
Фашизм и коммунизм рухнули по той причине, что они развернули бескомпромиссную революционную борьбу с предыдущими режимами, против сформировавшейся еще до них системы ценностей. Заняв агрессивную позицию в отношении прошлого, они были обречены исторически.
Однако более актуален и важен вопрос, как мы преодолеваем эти противоестественные явления. Точно также совершая жесткие и агрессивные нападки на прошлое (в частности, на коммунизм), плюясь «в лицо прошлому»? Давайте вспомним, каким восторгом мы были наполнены, когда демонтировали памятник Ленину в Ереване. Не проявила ли себя переживающая воодушевление масса, как последовательница ленинских заветов? Официальное положительное отношение уступило место неофициальной ненависти, но разве от этого суть явления стала другой?
Читайте также
Революционное отрицание прошлого может проявляться с большей или меньшей степенью варварства. Французские мясники обезглавили Людовика XVI, чекисты по приказу Ленина расстреляли семью царя Николая II, итальянские партизаны повесили Муссолини вниз головой. Как недавно писал один русский журналист, насилие одного человека называют «преступлением», насилие властей – «государственной необходимостью», а со стороны народных масс – «революцией». К счастью, Армении удалось избежать подобных потрясений, если не считать сохранившихся в памяти мелких, но болезненных и не приносящих чести инцидентов. Но склонность к негативизму, к которому нас приучали особенно последние 70 лет, все еще живет в нашей психологии. Любое политическое течение, суть которого можно охарактеризовать эпитетом «анти», обречено на провал. Суть либерализма (и в то же время сила) именно в том, что он подразумевает терпимость к любым (в том числе и не-либеральным) направлениям.
… Прошлое необратимо. И апологеты, ратующие за его возвращение, достойны сожаления. Однако, это наша история, и опыт показывает, что неразумно кидаться на него с кулаками. Все положительные и разумные проявления прошлого следует уместить в нынешнюю реальность. Прошлое нужно переварить.
АРАМ АБРАМЯН
27.04.1995г.