Вы, конечно, помните, кто был апологетом «воинствующего материализма». Господин Ульянов считал, что мало, недостаточно быть сторонником того или иного идейного течения и попытался доказать свою правоту. Нужна «воинственность». Со всеми вытекающими последствиями. И большевики ринулись в бой, уничтожая своих идеологических противников не только физически, но и внедрив в сознание нескольких поколений идею о том, что без борьбы с внутренним врагом ничего не получится.
Именно в этом причина, что меняются времена и идеи, однако остается в силе ленинское сравнение. Например, в годы застоя Советская империя с таким энтузиазмом боролась за мир, что была готова уничтожить всю планету. В политической жизни современной Армении внуки и правнуки вождя пролетариата продолжают его дело. В 88-ом году воинствующие члены АОД разбили голову коммунисту Гранту Восканяну, в 95-ом воинствующие анти-аодовцы (среди которых, несомненно, находились те же люди) сожгли чучело президента страны.
И теперь, спустя почти столетие после Ленина, бывший воинствующий член АОД Аршак Садоян предлагает новый термин – «воинствующая демократия» («Шрджан», № 30). Схема остается той же, только слово «демократия» уже само по себе превращает понятие в противоречие. То есть, а что делать с людьми, которым судьба не улыбнулась стать демократами – отправить в концлагеря, расстреливать, вешать? А что делать с «недемократическими» книгами и статьями – публично сжечь на костре? И все это во имя демократии? В таком случае, я предлагаю еще несколько понятий – «воинствующая толерантность», «воинствующий компромисс», «воинствующий диалог», и, наконец, … «белый негр».
В начале 20-го века (в некоторой степени, также и в 88-90 годы) у нас был принят воинствующий национализм. «Ах, ты не мыслишь, как я. Значит, ты турок, не имеешь национальности, жидомасон, предатель, и так далее». В последнее время в Армении получил распространение воинствующий антипатриотизм (в том числе и на страницах нашей газеты), согласно которому мы настолько тупая, настолько ограниченная, настолько провинциальная нация, что вообще не имеем права на слово. И хотя эта крайность подается в либерально-демократической приправе, бородка вождя пролетариата проглядывает и здесь.
Читайте также
…Только тогда, когда мы поймем, что воинственность необходима только при борьбе с внешним врагом, который захватил или пытается захватить нашу землю, а во внутренней жизни нужно сделать все для того, чтобы понимать друг друга, только тогда можно будет спокойно вздохнуть и сказать: «Наступила новая эра».
АРАМ АБРАМЯН
27.10.1995г.