Депутат НС от РПА Рузанна Мурадян говорит, что политическое большинство готово выслушать все те разумные предложения, которые «будут содействовать улучшению имеющихся в законе формулировок».
– В мае парламент принял проект закона «О равных возможностях и правах мужчин и женщин», третье положение которого вызвало большой шум в общественных кругах и соц.сетях. Это результат неправильного восприятия, или закон все же содержит в себе опасности?
– Безусловно, при обсуждении роли армянской женщины, надо начинать с семьи, и надо сказать, что корни формирования семьи, как стабильной социальной единицы, берут свое начало в глубинах тысячелетий. На протяжении веков женщина была в состоянии нести на своих хрупких плечах тяжкое бремя обязанностей, причем с достоинством. Говоря об армянской женщине и ее роли в общественной жизни, а также ее достижениях, надо признаться, что армянской женщине приходилось трудно, с самого начала ей была уготована такая судьба, какой была полная борьбы наша история, однако у нашего народа уважение и любовь к женщине было большим. Сегодня изо дня в день возрастает значимость армянской женщины в созидании государства.
Читайте также
Обсуждаются и осуществляются программы, направленные на повышение роли женщин в разных слоях общества, их вовлечения в принятие разных решений, в разные сферы общественной жизни. А сегодня уже мы имеем закон «О равных возможностях и правах мужчин и женщин», который играет важную роль в обеспечении равных возможностей для женщин и обеспечивает наиболее эффективное использование потенциала и возможностей женщин в разных сферах. Думаю, что принятый НС РА закон можно считать прогрессивным шагом на пути решения гендерных проблем. Он направлен на предотвращение всех видов дискриминации на основании половых различий. По закону, в частности, закреплено, что во всех сферах общественной жизни запрещается прямая или косвенная дискриминация по гендерному признаку, и закон вовсе не распространяет извращения, и потому не надо неуместными спекуляциями вводить общество в заблуждение. Тем не менее, мы готовы сотрудничать, выявлять и принимать все те разумные предложения, которые будут способствовать улучшению формулировок закона.
– Вы проголосовали «за» закон. В чем заключается Ваше восприятие наделавшего шум определения «гендер»?
— Вопрос гендерного равноправия сегодня в Армении довольно актуален и обсуждается очень часто. Думаю, что есть необходимость вновь вернуться к тому, что если понятие «пол» характеризует биологические, физические, физиологические особенности женщин и мужчин, то «гендер» – социальный пол, который указывает на социальную разницу между мужчиной и женщиной и особенности ролей, закрепленными за ними обществом. А данным законом государство гарантирует равное участие мужчин и женщин в разных сферах, равную оплату за равный труд и в других случаях, связанных со службой.
– Упоминалось ли во время парламентских обсуждений проекта об этих терминах, определениях, формулировках, следовали ли их пояснения?
– Несмотря на то, что закон был выдвинут и прошел в первом чтении еще во время парламента предыдущего созыва, а второе и третье чтения уже состоялись при ныне действующем парламенте, и за это время состоялось множество обсуждений, парламентских слушаний, в которых принимали участие представители общественных и государственных структур, тем не менее, думаю, что есть необходимость в комментировании и освещении закона в среди общественности, так как многие путают понятие «гендер» с сутью и характером «гендерного равенства», и очень часто эти понятия используются с ошибочным подтекстом и в неправильном смысле. Думаю, необходимо продолжить борьбу против стереотипа в отношении гендерного равенства, повысить степень правосознания и информированности в гендерных вопросах с целью защиты их прав и обязанностей.
Нелли ГРИГОРЯН
P.S. Секретарь фракции ППА Наира Зограбян в интервью Tert.am на эту тему призналась, что была допущена неточность и сообщила, что для ее исправления она в НС официально ввела в обращение проект о внесении в закон изменений и дополнений и предложила, чтобы полностью был изъят термин «приобретенное и социально закрепленное поведение». «Я надеюсь, что в начале сентября мои коллеги поддержат это предложение, и это положение, которое вызвало столько беспокойства и разговоров, будет полностью изъято», – сказала она.