«Интервью с находящимся в плену у Азербайджана армянским военнослужащим Акопом Инджигуляном было распространено с подзаголовком «армяно-азербайджанский конфликт», что уже говорит о недопустимой в высшей степени политизации проблемы, находящейся в сфере гуманитарных прав», – утверждает первый Защитник прав человека, исполнительный директор НПО «Фонд против правового произвола» Лариса Алавердян.
По ее словам, с самого начала интервью уже видно, что армянскому военнопленному задают целенаправленные вопросы, а финальные выводы репортажа относятся исключительно к армяно-азербайджанскому конфликту: «Это доказывает, что судьбу конкретного человека увязывают с общим армяно-азербайджанским урегулированием, причем в интерпретации азербайджанской стороны. Показывать военнопленного вообще является грубым нарушением прав человека и части второй пункта 13 Женевской конвенции, и при этом задавать дополнительные вопросы, помимо его имени-фамилии, места рождения и каким образом он оказался здесь. Все остальные вопросы являются попранием норм, закрепленных в данной Конвенции. Если мы посмотрим, какие вопросы обсуждаются в этом репортаже, то в нем, помимо лживой политизации, преследуются чисто пропагандистские цели. Все это мы отметили в нашем письме, которое отправим различным международным и межгосударственным организациям».
По словам г-жа Алавердян, утверждения военнопленного, что он чувствует себя хорошо в азербайджанской военной форме и хочет выехать в третью страну, свидетельствуют о различном давлении – психологическом, физическом и вполне возможно, его показания были достигнуты в итоге неких обещаний.
Она выразила недовольство тем, что на случившееся до сих пор не отреагировала ни одна международная организация: «Мы находим более чем странным молчание тех организаций, которые на протяжение многих лет, каждый день, следят за ситуацией с защитой прав человека в нашем регионе: Это было грубое нарушение, и мы все еще не увидели реакцию какой-либо организации. Если методы работы Красного Креста для нас понятны, потому что если даже они и сделают замечание или отметят в докладе, то это будет носить конфиденциальный характер, то непонятно молчание тех организаций, которые всегда действуют публично. Фактически, Азербайджану потребовалось 10 дней для психологической обработки, так называемой промывки мозгов, после которой прозвучало данное интервью. А появление такого интервью стало следствием непропорционального отношения и стиля работы Бакинского представительства Красного Креста».
Читайте также
Г-жа Алавердян отмечает, что это интервью стало посланием Азербайджана всему миру и собственному народу: «Против нынешних властей Азербайджана не попрешь – что пожелаем, то и сделаем, захотим – будем нарушать, захотим – будем попирать любые международные нормы и обязательства перед международным сообществом».
Затронув развернувшуюся в Армении критику в адрес армянского военнопленного, почему он выступил с подобным интервью, первый Защитник прав человека призвала к сдержанности в высказываниях: «В свое время, когда происходили подобные случаи, начальник Службы национальной безопасности (СНБ) Азербайджана как-то позвонил главе Службы национальной безопасности Арцаха и сказал – скорее включи телевизор, и увидишь, что говорят твои парни о тебе, твоей армии и твоей стране. Глава СНБ Арцаха ответил, что заставлять военнопленного, лишенного свободы человека, говорить что-то не приносит чести, да и не столь сложно. Я призываю воздержаться от оценок человека, который находится в тяжелых экстремальных условиях, будучи не в курсе как организовываются подобные интервью. Давайте позволим, чтобы этот солдат остался жив-здоров, вернулся к своим родителям, а потом уже выясним что к чему. Такие интервью все без исключения происходят при непостижимом для нас, но страшном давлении».
Арпине СИМОНЯН