В 2011 году в Ереване был проведен военный парад в честь 20-летия независимости Республики Армения. В этот день председатель совета гюмрийского Клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян, узнав из социальной сети Фейсбук о том, что в параде должны участвовать иностранные войска под иностранными флагами, присоединился к стихийно организованной акции протеста. В ходе проведения акции произошел инцидент с полицейскими во главе с печально известным Араиком Петросяном, который тогда был заместителем начальника Центрального отделения полиции города Еревана. Левон Барсегян и Арно Кур были подвергнуты принудительному приводу в полицию, где их незаконно продержали три часа и отпустили только после завершения парада.
Барсегян подал в суд на полицейских и выиграл длившийся полтора года судебный процесс. Вот что рассказал в беседе с Aravot.am председатель клуба «Аспарез»: «Утром 21 сентября 2011 года, в день празднования Дня независимости Армении, мы собрались у памятника Сарьяну, чтобы провести пикет и марш протеста. Полицейские во главе с печально известным Араиком Петросяном (тогда он был заместителем начальника Центрального отделения столичной полиции) предупредили нас, что если мы начнем марш, то нас задержат и доставят в полицию. Мы заявили, что реализуем свои права, а если вы считаете, что должны забрать нас в полицию, значит забирайте. Они отобрали у нас несколько плакатов с надписями «Свободная, независимая Армения!», «Армения – не часть России» и т.д. Потом, когда мы развернули флаг и начали скандировать «Свободная, независимая Армения!», меня и Арно Кура схватили, насильно усадили в машину и отвезли в Центральное отделение полиции, где продержали три часа и отпустили только после завершения парада.
А тем временем полиция в ответ на сведения о том, что нас подвергли приводу, распространила сообщение о том, что нас не подвергали приводу, а пригласили в отделение двух лиц для установления их личностей. Однако наши личности были известны этому человеку, мы разговаривали с ним. В отделении у нас ничего не стали выяснять. Когда пришел мой адвокат, мы потребовали представить протокол о приводе. Они заявили, что не подвергали нас приводу и что ни о каком протоколе речь не может идти. Одним словом, отрицали свою вину.
Выйдя из полиции, мы решили обратиться в суд и призвать к порядку этих стражей порядка. Судебный процесс длился полтора года. На судебные заседания мы пригласили свидетелей и очевидцев. А полиция, чтобы защитить себя, пригласила четырех полицейских, которые просто опозорились. Они начали врать, будто я попросил отвезти меня в полицию. В ответ судья спросил: получается, что если любой человек в любом месте попросит доставить его в полицию, вы доставите? Они заявили: доставим, что в этом такого. Судья поинтересовался: «Почему вы доставили гражданина в полицию на государственные средства? Если он хотел явиться в полицию, пусть пришел бы за свой счет». Одним словом, они давали крайне глупые ответы. Потом начали рассказывать, будто в полиции мы пили кофе, курили, беседовали три часа. В конце концов суд полностью удовлетворил наш иск. В иске были выдвинуты следующие требования: признать нарушение моих прав на свободу слова, свободу перемещения и свободу собраний, компенсировать госпошлину. Сейчас полицейские должны мне 8 тысяч драмов. Мы думали, что они подадут апелляционную жалобу. Прошел месяц, но жалоба пока не представлена.
Читайте также
4 сентября мы с моим хорошим другом, юристом Артаком Зейналяном, который был моим представителем, проведем пресс-конференцию в центре «Медиа». Расскажем подробности дела, смешные моменты из допроса свидетелей, а также представим те абсурдные ответы, которые дал подвергнувший меня приводу капитан полиции, и т.д.».
По словам Левона Барсегяна, у него было два пути: представить сообщение против полиции и обратиться в Административный суд. Но помня о том, что после того, как на улице Саят-Нова в Гюмри было ограничено право на передвижение автомобилей с грузинскими номерами, он обратился в полицию с требованием возбудить уголовное дело и убедился, что «полицейский не пойдет против полицейского, а прокуратура не пойдет против полиции», сейчас он решил сразу обратиться в Административный суд. Последний признал факт нарушения полицейскими конституционных прав Левона Барсегяна на свободу слова, свободу перемещения и проведения собраний.
Нуне АРЕВШАТЯН
Фото news.am