В любой стране в отношениях между государством и средствами массовой информации существует некоторая напряженность. Власти не любят прессу, и это естественно, иначе и быть не могло. Любимые властями печатные или электронные средства, по сути, не являются прессой, а просто справочниками официальных постановлений, новостей и мнений, которые, конечно, имеют свое место в общественной жизни. Остальная пресса, повторю, независимо от своей направленности и уровня, раздражает власти. Просто в обществе с демократическими порядками чиновники должны уметь держать под контролем свои нервы, понимая, что средства массовой информации все же необходимы. При тоталитарном режиме СМИ находятся под запретом, разрешаются только официальные бюллетени. В странах, переживающих промежуточный этап, предпринимаются промежуточные действия.
Конечно, можно без колебаний закрыть и запретить все газеты. Но в этом случае возникнет лишняя головная боль – демократические послы начнут протестовать, выражать свою обеспокоенность, отправлять отчеты и т.д. От этого, конечно, ничего не изменится, но напускные шаги великих учителей демократии создают некоторый дискомфорт. Поэтому разработана более совершенная форма: в административном порядке передать издание кому-то другому, который, кстати, оперативно проваливает порученное ему сверху дело. Впервые этот метод был использован против независимой телестудии «A1», в формировании имиджа которой принимал участие и автор этих строк. Административными уловками студия была отчуждена от коллектива, создавшего имидж «A1».
Следующим стал «Лрагир». Свою популярность эта газета приобрела благодаря усилиям Айказа Кагрияна и его друзей. И вновь не выдержали хрупкие нервы какого-то чиновника, газета была передана другим, и от имени «Лрагира» начали выступать совершенно иные люди. (Кстати, если у них был талант и средства для издания ежедневной газеты, то почему своей новой газете они не дали любое иное название?). К счастью, «истинный» творческий коллектив «Лрагира» сумел продолжить работу, начав издавать газету «Лрагир ор».
А теперь «Азг», который, несомненно, стал одной из самых престижных газет Армении благодаря напряженному труду Акопа Аветикяна, Гамлета Гаспаряна, Акопа Асатряна и других талантливых журналистов. Желает Центральное правление Либерально-демократической партии иметь в Армении газету – очень хорошо, пусть имеет хоть десять, если это разрешено законом. Но почему под названием «Азг» («Нация»), которое не принадлежит ни одной политической партии, а прежде всего является собственностью читателя? И еще вопрос, удастся ли господину Аветикяну издавать газету «Азг ор» или «Азг икс»?
Читайте также
Честно говоря, в этой истории меня совершенно не интересует ни Либерально-демократическая партия, ни Либерально-демократическая партия Армении. Да простят меня все партии, их страсти и споры выглядят со стороны крайне мелочными. Главное, судьба газеты «Азг», которая за пять с половиной лет своим высоким профессионализмом и по большей части взвешенной и сбалансированной позицией вносила свой вклад в формирование политической культуры, пытаясь придать цивилизованный характер нашей общественной жизни.
И нервные чиновники спешат сообщить: «Азг» и все остальные газеты не представляют даже малейшей угрозы и не мешают никаким политическим силам, ни одному государственному чиновнику. А вот обществу они помогают.
АРАМ АБРАМЯН
24.04.1996г.