В Армении всегда существовали «избивающие бригады», нападавшие на гражданских активистов, оппозиционеров и журналистов. В середине 90-х годов их называли «еркраповцами». Они избивали кришнаитов (вероятно, за отсутствие «национального облика»), совершили нападение на адвоката Рубена Саакяна, применили насилие в отношении граждан, собравшихся 5 июля 1995 года после выборов на площади Свободы. За эти преступления не понес наказания ни один из этих «еркраповцев». В начале 2000-х «бригады по избиению» стали называться «охранниками олигархов» или «бритоголовыми», которые во время митингов оппозиции швырялись яйцами, устраивали потасовки, нападая на оппозиционных политиков, активистов и журналистов. Несколько «бритоголовых» понесли за это легкие, символические наказания. Судя по всему, эти «ахранники» сыграли свою роль и во время событий «1 марта».
Какому «ведомству» принадлежат сегодняшние «боевики», сказать трудно, но связь между всеми вышеупомянутыми разбойничьими бандами с теми или иными звеньями власти очевидна. Доказательством тому несомненно является безнаказанность лиц, нападавших на людей. Например, правоохранительные органы «не смогли» выяснить, кто же все-таки избил члена комитета «Карабах» Ашота Манучаряна, или кто напал на бывшего министра внутренних дел Сурена Абрамяна. Как в этих, так и во многих других подобных случаях, причины нападения были политическими, в том смысле, что каким-то властным кругам не понравились поступки или заявления оппозиционных политиков, и они дали команду «фас» хулиганью, имеющемуся у них под рукой для запугивания общественности.
Нападения на Айкака Аршамяна и Сурена Сагателяна относятся к тому же ряду. Доказательством обратного может быть только то, если будут найдены и адекватно наказаны не только избивавшие, но и их покровители. Прежний опыт в этом отношении не внушает оптимизма.
Но в подобных историях есть и другой аспект, о котором стоит непременно сказать – это недостаток единой воли у общества. Естественно, что в мире нет такого общественного деятеля или политика, чья деятельность нравилась бы всем – всегда есть соперничающие политические партии, конкурирующие общественные организации, или же просто люди, которым не нравятся взгляды лиц, ставших жертвами нападения. Но это ни в коем случае не может служить мотивом для некоторых оговорок, в основе которых кроется крайне подлый подтекст – «а может они этого заслужили».
Насилие должно быть осуждено во всех случаях, неукоснительно. Именно это является самой важной гарантией недопущения повтора подобных преступлений.
АРАМ АБРАМЯН