Заместитель председателя НС РА Эрмине Нагдалян о членстве в Таможенном союзе
– В начале четырехдневки председатель НС РА Овик Абрамян заявил, что состоялись коалиционные обсуждения по вопросу членства Армении в Таможенном союзе. Однако, депутаты от ОЕК дали уклончивые ответы, так и не подтвердив, проводились с ними консультации или нет?
– Я бы не оценивала эти ответы как уклончивые, потому что наши коллеги заявили об этом довольно четко. Об этом прозвучала информация и из других источников. В действительности обсуждения состоялись и в Совете безопасности, где представлены наши передовые партии, в том числе и руководители партнеров по коалиции. Было также много обсуждений между руководителями партий и с их участием, прошли и отдельные партийные обсуждения. То есть, ощущение неточности, думаю, возникает из-за того, что не было прямо указано, что тема обсуждалась в такой-то час, в таком-то месте. А причина в том, что на эту тему прошли довольно обширные и долгие обсуждения, и она длительное время была вопросом повестки.
Есть чувство, что как-то особенно подчеркивается, что, мол, вопрос является результатом случайного решения. И мои коллеги, и я имели повод отметить, что это очень простой, односторонний и наивный подход. Как мог такой важнейший и жизненный для страны и государства вопрос иметь случайное решение? Эти вопросы были в повестке несколько лет. Укажу всего лишь ряд парламентских встреч-обсуждений в текущем году – в мае этот вопрос находился в повестке армяно-российской межпарламентской комиссии во время встречи в Москве – в Госдуме. Были назначены доклады с обеих стороны, вопросы были изучены, обсуждены, по возвращении состоялись пресс-конференции и интервью. Я особо хочу отметить, что содокладчиком с армянской стороны был доктор экономических наук Ашот Тавадян, который представил серьезные, всесторонние экономические выкладки.
Читайте также
Замечу, что вопрос обсуждался не в контексте вхождения в ЕС или Таможенный союз, а в каких направлениях и какие преимущества может получить Армения в условиях сегодняшних экономических процессов, какие могут быть положительные и отрицательные последствия. Мы проанализировали возможные аспекты обоих направлений, вплоть до того, чего смогли достичь другие страны, в какой ситуации оказались прибалтийские страны, страны Восточной Европы, когда пошли путем ассоциации с ЕС и т.д.. Это всего лишь небольшой пример из работы межпарламентской комиссии, но представьте, с какой серьезностью обсуждалось все это на высшем государственном уровне.
– Если коснуться сугубо политической части вопроса, то почему в эти обсуждения не были вовлечены оппозиционные силы, оппозиционный электорат, тем более что президент Саргсян, кажется, ввел традицию – консультации с руководителями партий вокруг ключевых для государства вопросов? Власть недооценивает роль оппозиции?
– Здесь могут быть разные подходы. Власть открыта и склонна к диалогу. В течение всего времени пребывания Сержа Саргсяна на должности, той роли, того значения, которые были даны оппозиции, в нашей истории, наверное, никогда не было. Вы помните эти, исключительные по своему характеру, встречи и обсуждения на политическом поле.
Хочу заверить, что на всех площадках, где возможно защитить интересы Армении и интегрироваться в мир, провозглашен именно этот подход. Мир сегодня знает разные примеры сотрудничества – в рамках разных союзов, даже не являясь их членами. Между прочим, несколько месяцев назад мы то же самое говорили во время дискуссий с российской стороной, подчеркивая, что, может быть, можно было бы поискать и найти формат сотрудничества, без членства, так как мы видели препятствие в связи с общей
границей. Сегодня уместно озвучить эту же мысль, тем более, что в той же Европе есть довольно много подобных примеров. Мы этот опыт изучили и изучаем. То есть, в конечном счете мы хотим сказать, что ищем наилучшие форматы, защищающие интересы нашей страны – повсюду.
– Когда документ о членстве в Таможенном союзе будет представлен на суд парламента, какова вероятность того, что он может быть отклонен?
– Я думаю, что сегодня стоит еще немного подождать информации о содержании переговорного процесса, потому что, по сути, то, что сейчас обсуждается в средствах массовой информации и обществе, на уровне эмоций, аргументов и аналитики пока нет. Когда процесс переместится в переговорное поле, станет видно, какие, например, преимущества у нас появятся в топливно-энергетической сфере, что это даст в плане нашего экономического развития и т.д. Важнейшей проблемой экономической сферы является пока что именно топливно-энергетическая составляющая – газ, бензин, дизельное топливо и т.д., потому что они в основном поступают из России, и если пересматриваются только вопросы таможенного оформления, то это уже приводит к существенным изменениям в ценообразовании. По сути, это будет способствовать повышению благосостояния населения, расширению возможностей для наших предпринимателей. И так по многим иным направлениям, потому что большая часть нашего экспорта приходится на РФ, и импорт с территории России. Только во время таких содержательных обсуждений можно говорить по существу об условиях, и парламент должен принять решение, исходя из этого. Когда парламент увидит, что они значительно улучшаются, вопрос будет снят.
– Вы сами отметили, что обсуждений по содержанию пока нет, в таком случае, что имеют в виду представители правящей партии, которые в эти дни убеждают, что решение о членстве в Таможенном союзе исходит из интересов Армении, о каких интересах идет речь?
– Я хочу, чтобы стало ясно, мы никого не убеждаем в верности этого решения. Самое главное, что мы хотим сказать – пусть наше общество будет уверено, что мы повсюду ищем выгоду для Армении и не сделаем никаких шагов не учитывающих интересов Армении или наоборот, во вред. Это основной постулат, а остальное – процессы.
Нелли ГРИГОРЯН