Когда в адрес высокопоставленных священнослужителей Первопрестольного святого Эчмиадзина или о царящих в церкви нравах высказывается или публикуется какая-либо критика, главный аргумент, который приводится в ответ, звучит весьма примитивно: “вы – неверующие”. На мой взгляд, это не аргумент, потому что можно быть агностиком, но оставаться верным высоким духовным ценностям. Именно агностиком, а не атеистом, потому что атеизм – это та же фанатичная вера, только со знаком “минус”.
На протяжении всей истории атеизм заставлял различного рода «большевиков» (не только русских в 1917 году, но и, скажем, во время французской революции 1789 года) разрушать храмы и подвергать гонениям духовенство.
Французский философ 20-го века Жан-Поль Сартр очень метко заметил, что «атеист –это маньяк, одержимый Господом Богом настолько, что всюду видит Его отсутствие, рта не может раскрыть, чтобы не упомянуть Его имени».
Так что оставим всех фанатиков (со знаком «плюс» или «минус») и констатируем, что, независимо от глубины своей веры, любой армянин, а тем более любой гражданин РА имеет право высказывать мнение о высокопоставленных служителях и нравах Армянской Апостольской церкви. Особенно если речь идет о дне поминовения усопших – Мерелоце. А разве этот день касается только верующих? Нет, правительство заставляет не только нас, армянских христиан, но и всех граждан РА, в том числе последователей других конфессий и вообще не придерживающихся какой-либо конфессии, пять раз в году не работать по понедельникам и работать в субботние дни. Это неудобно в плане бизнеса, потому что многие частные предприятия (например, СМИ) продолжают работать в обычном режиме. Кроме того, это вступает в противоречие с принципами светского государства.
В минувшую субботу наши высокопоставленные священнослужители имели, пожалуй, уникальную возможность обсудить все эти проблемы. Но, судя по официальным сообщениям, участники Епископального собрания абсолютно не были обеспокоены падением авторитета епископов и занялись проблемами, которые во всяком случае в Армении мало кого волнуют.
Если вопросам единства обряда крещения и причисления к лику святых придается такое важное значение, то их можно было бы решить в «рабочем порядке» и даже путем отправления друг другу электронных писем. Между тем общественность Армении волнуют вопросы «Бентли», оффшора, патриарха Иерусалимского Норвана. Обойти их, сделать вид, что они не существуют, значит проявить по меньшей мере страусиное поведение. Участники собрания напомнили средневековых схоластических богословов, которые собирались и горячо спорили о том, сколько ангелов можно поместить на острие иглы.
Между тем вопрос имеет принципиальное значение: должен ли священнослужитель своей скромностью, своим сдержанным, аскетичным поведением служить примером и указывать путь нам, верующим? Или сейчас это необязательно, и высокопоставленный представитель духовенства ничем не должен отличаться от своей «братвы» в светской власти и может жить теми же ценностями, втискиваться в тот же бизнес?
В Новом Завете есть такой эпизод. Юноша подходит к Иисусу и спрашивает, что сделать ему доброго, чтобы иметь вечную жизнь. Иисус отвечает, что он должен соблюдать заповеди. Юноша говорит, что всё это сохранил от юности – «чего еще недостает мне?» Иисус ему говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имущество, раздай нищим и приходи и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея, 19). Но юноша не был к этому готов. К этому не готовы и наши епископы, которые не только не следуют Божьим заповедям, но и взвалили на себя свое материальное богатство и хотят таким образом следовать за Господом. Да еще нас с собой забрать.
Арам АБРАМЯН
Вот отгрохать с купеческим размахом московскую церковь в псевдо-армянском стиле как материальный памятник духовной нищете — это, да, могут. Циклопически непропорциональная и перегруженная нетипичным декором, просто армянский побратим храма Василия Блаженного. Но там хоть чужеверная, итальянская усмешка была над русским провинциализмом. А тут что, сами над собой поржали?
Уважаемый «Вазген»! Если Вы азербайджанец, не скрывайте этого. Наше издание и я лично уважаем все нации.