Как и ожидалось, по итогам состоявшихся недавно президентских выборов в Азербайджане большинством голосов победил действующий президент страны Ильхам Алиев. Напомним, что Азербайджан всего лишь несколько месяцев назад осуществил конституционные реформы, отменив ограничение на выдвижение кандидатом на должность президента, обеспечив для Ильхама Алиева возможность вечного президентства. Выборы набравшего 85 процентов голосов Ильхама Алиева получили положительную оценку со стороны наблюдателей СНГ и ПАСЕ. А наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ высказали противоположную точку зрения. В беседе с Aravot.am, коснувшись противоречащих друг другу оценок наблюдательских миссий, эксперт «Центра политических и международных исследований», политолог Рубен Меграбян сказал, что объяснения этим противоречиям на своих пресс-конференциях дали именно представители миссии ОБСЕ-БДИПЧ, констатировавшие, что миссии Европарламента и СЕ были краткосрочными и малочисленными. А ОБСЕ/БДИПЧ осуществляла свою миссию в Азербайджане около 6 месяцев, в результате чего представила всеобъемлющие выводы. Политолог обращает внимание на тот факт, что руководство ЕС, в частности, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон и комиссар по расширению ЕС и политическим вопросам Европейского соседства Штефан Фюле за основу приняли выводы ОБСЕ/БДИПЧ.
Мы поинтересовались, означает ли это, что на Азербайджан будет оказано политическое давление или против этой страны будут выдвинуты какие-то ограничения? Рубен Меграбян сказал, что в данный момент трудно говорить о четком давлении или об ограничениях, но однозначно к Азербайджану будет проявлено негативное отношение: «Будет приблизительно то же отношение, какое было в отношении России». Недавно президент РА Серж Саргсян, говоря о предстоящих в Азербайджане выборах, сказал, что для нас лучше, если будет избран Алиев. На замечание Aravot.am, что Алиева избрали, желание Саргсяна исполнилось, что для нас в этом хорошего, политолог сказал, что правильней будет вопрос задать самому Сержу Саргсяну. «Я уверен, что из интересов Армении исходит то, чтобы соседние с Арменией страны были демократическими. В частности, в плане Азербайджана, да, демократический Азербайджан выгодней для Армении хотя бы по той причине, что в карабахских переговорах намного эффективней были бы переговоры вокруг конфликта с избранной демократическом путем и поставленной на демократические рельсы властью, чем с подобным режимом, который просто ради легитимации своего существования поддерживает ненависть по отношению к противоположной стороне.
Фактически, этот конфликт является главным источником его легитимности. Но это, конечно, теория, и, в конце концов, каким будет или не будет азербайджанский лидер – это проблема азербайджанского народа и политических сил Азербайджана», — сказал наш собеседник, добавив, что наша задача – решать наши вопросы.
На вопрос, может ли Армения заполучить в свои руки козырную карту на этих недемократических выборах в Азербайджане, политолог ответил: «Думаю, обязана, но делать это открыто не сможет, потому что власти Армении особенно и не блистают своей демократичностью. Несмотря на то, что ситуация в Армении и Азербайджане несравнимы – в своих проявлениях, но в основе, думаю, что мы имеем дело с той же постсоветской, полусгнившей, криминально-олигархической системой. Просто, у Армении нет столько природных ресурсов, таких легких денег и это просто заставляет власти Армении быть более уступчивыми перед своими гражданами».
Читайте также
В целом, по мнению Меграбяна, в Азербайджане сложилась ситуация, свойственная для всего постсоветского пространства: «Если во времена СССР существовало единое государство, в котором Азербайджан отличался более уродливыми проявлениями советской власти – лестью, правлением на основе компроматов, тотальной коррупцией, то сейчас Советов нет, есть путинизм. Азербайджан и сегодня проявляет путинизм – в своих максимально уродливых проявлениях».
Нелли ГРИГОРЯН