Когда президент РА Серж Саргсян заявил о присоединении Армении к Таможенному союзу (ТС), политические деятели различных уровней высказали мнение, что Россия оказывала давление. Аналогичное мнение было высказано и европейскими высокопоставленными чинами, вслед за чем последовали опровержения со стороны наших должностных лиц. А сейчас Россия обвиняет Евросоюз в оказании давления на Армению, и на уверения армянских политиков о том, что с вхождением в ТС мы теряем наш суверенитет, заявляет, что именно в ЕС Армения потеряла бы свой суверенитет.
В недавнем эксклюзивном интервью для «Аравот» советник президента РФ Сергей Глазьев высказал мнение, что вхождение Армении в ТС стало еще одним фактором для давления со стороны Евросоюза на Армению – с целью интеграции Армении с ЕС: «Не мы толкнули Армению на принятие решения о членстве в Таможенном союзе, а Европейский союз – своим упорным желанием лишить Армению суверенитета».
Бывший председатель комиссии НС по внешним отношениям, международный эксперт Ованес Игитян в беседе с «Аравот» по поводу данного заявления Глазьева сказал, что подобные российские чиновники-бюрократы не должны выходить за рамки своих основных служебных обязанностей и выступать с политическими оценками, поучая при этом Армению: «Я не считаю это правильным. Независимо от того, что сказал Глазьев, какое-либо давление со стороны ЕС, не знаю, какое там давление, по крайней мере, мы читаем и в курсе, что тайных встреч не было, чтобы оказывалось давление, и его не могло даже быть».
Что касается мнения о потере суверенитета Арменией в ЕС, то господин Игитян, с учетом анализа требования зоны всеобъемлющей и свободной торговли, сказал: «Это всего лишь принципы, в которых отмечено, что Армения принимает их или нет, желает ли развивать свое экономическую сферу в этом направлении, желает ли Армения сертифицировать свой товар по европейской форме или нет? И в случае принятия этих условий наши товары могут свободно войти на европейский рынок. Этим были бы установлены цивилизованные стандарты не только для производящихся внутри товаров, но и для импортируемых, европейские производители подумали бы – не выгоднее ли производить свою продукцию именно в Армении? Сегодня в Армении, если отложить в сторону политический вопрос, должно произойти экономическое чудо, то есть, в случае с Арменией речь идет об инвестициях на 2-3 миллиарда евро в течение 2-5 лет, что позволит развивать экономику, обеспечить рабочие места и каким-то образом остановить эмиграцию».
Читайте также
По словам господина Игитяна, вместо того, чтобы выразить удовлетворение по поводу того, что Армения присоединилась к ТС, российские чиновники еще и проявляют агрессивность в адрес тех политиков, которые высказывают сомнения в целесообразности присоединения Армении к Таможенному союзу. Став членом ТС, Армения больше не контролирует свои таможенные правила, а ЕС, согласно господину Игитяну, не может распространять ранее предложенные условия на Армению, и потому должны быть обсуждены новые условия: «Сейчас не мы будем определять таможенные пошлины на товары, поступающие на нашу территорию, на то, каким образом будет осуществляться квотирование или вывоз. Это должна решать экономическая комиссия Таможенного союза, которой руководит Виктор Христенко. ТС – это административная единица, а зона всеобъемлющей и глубокой торговли ЕС является рыночной экономической единицей. В одном случае будут действовать свободные рыночные отношения, а в случае с ТС будет работать изворотливость чиновников или коррупция».
На замечание «Аравот», могут ли наши представители выступить против выгодных для нас решений, учитывая заверения советника президента РФ, что в ТС есть высший евразийский совет, который действует по принципу консенсуса и может аннулировать любое решение Евразийского экономического комитета, господин Игитян сказал: «Прежде всего, пусть наши политические деятели вспомнят, когда за последние 10-15 лет Армения говорила «нет» – не Путину или какому-либо другому чиновнику, или на неблагоприятное для Армении решение давала хотя бы критическую оценку?.. Наши промолчали и тогда, когда Азербайджану было продано оружие массового поражения, разве неясно, что у Армении и наших чиновников и в ТС не хватит ни смелости, ни знаний, чтобы сказать «нет» решениям Христенко».
Господин Игитян, коснувшись экономических выгод от членства в ТС, высказал мнение, что в Таможенном союзе действуют более высокие таможенные пошлины, чем на ввозимые в Армению товары: это повысит порог нашей потребительской корзины. Кроме этого, согласно эксперту, те прогнозы, что на 0,5-7 процентов повысятся бюджетные поступления, это еще не гарантия, что улучшится жизнь рядовых граждан Армении. Господин Игитян привел пример Казахстана и Беларуси, правительства которых уже выразили недовольство по поводу перераспределения общих доходов ТС.
На наш вопрос, если для Армении сложатся невыгодные условия, есть ли такая возможность или хватит нам смелости покинуть ТС, господин Игитян сказал следующее: «Вхождение в Таможенный союз, конечно, проблематично, вредно для Армении, но представляете, если Армения решит выйти, даже в деликатной форме, не говорю – хлопнув дверью, представляете, какие санкции и давление будут применены со стороны России, если Армения решит, что ТС для нее не благоприятен? В политике есть такое, когда, скажем, выход наносит еще больший вред, чем вхождение. Армения исполнила желание и условия России, это ясно видно по радости российских чиновников. Вместе с радостью есть и агрессивность, и если оценивать сегодняшнюю ситуацию, то я не замечаю улучшения армяно-российских отношений, я не замечаю, что в России для армян существует благоприятная атмосфера или есть какая-то разница между отношением к армянам и гражданам стран, которые не являются членами ТС. Даже есть недовольство, согласно российской прессе, что они должны кормить еще одну страну. Авторитетные россияне говорят, что Армения для них является бременем».
Нелли БАБАЯН