По мнению главы Ассамблеи тбилисских армян Арнольда Степаняна, впервые разница между голосами за кандидатов в президенты будет незначительной.
27 октября в Грузии состоятся президентские выборы. Премьер-министр Бидзина Иванишвили уверен, что представитель правящей «Грузинской мечты» Георгий Маргелашвили не имеет реальных соперников. Согласно данным проведенного еще месяц назад социологического опроса, рейтинг Маргелашвили превышал 50-процентный показатель. За второе место борьба развернулась между соратником президента Грузии Михаила Саакашвили, бывшим спикером парламента – Давидом Бакрадзе и Нино Бурджанадзе, которая также была спикером парламента в 2001-2008 годах, до Бакрадзе.
Глава Ассамблеи тбилисских армян, лидер гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян обратился к «Аравот» с просьбой обрисовать предвыборную ситуацию в Грузии и политику в отношении проблем национальных меньшинств со стороны основных кандидатов. Наш собеседник отметил, что обращают внимание на эти проблемы и работают с национальными меньшинствами в основном три партии – «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили и возглавляемая Нино Бурджанадзе партия «Демократическое движение». Он отметил, что впервые места проживания национальных меньшинств посещают три основные партии, а не карманная оппозиция, то есть, главные соперники считают важным вопрос национальных меньшинств, и для их участия в избирательной кампании сформировалась атмосфера свободы.
Определилась ли уже армянская община Грузии в пользу какого кандидата в президенты она будет голосовать – на этот наш вопрос Арнольд Степанян ответил, что однозначно говорить об этом пока сложно: «Партии пока не столь активно распространяют в регионах свои программы на армянском языке, в частности, в Джавахке. А в Тбилиси, на мой взгляд, голоса армянской общины разделятся, потому что около 60 процентов тбилисских армян руководствуются социальными проблемами, их в меньшей степени интересуют программы кандидатов для национальных меньшинств. Другая часть проголосует за «Грузинскую мечту», и еще часть – в пользу Бурджанадзе. То есть, каждая из трех политических партий имеет среди армянских избирателей своих сторонников. О процентном соотношении говорить пока слишком рано, но я думаю, что огромной разницы между количеством голосов, полученных кандидатами, не будет. Более интересная ситуация сложилась в Джавахке. Для того, чтобы получить доверие населения, здесь, помимо социальных вопросов, кандидаты должны обратить внимание также и на национально-культурные вопросы, В этом направлении шаги осуществляются и властями и оппозицией».
Читайте также
Арнольд Степанян прогнозирует, что впервые в истории Грузии на предстоящих президентских выборах разница между голосами за кандидатов в президенты будет незначительной.
На состоявшейся 15 октября пресс-конференции Нино Бурджанадзе объявила, что знает, как урегулировать отношения с Россией, и у нее достаточно воли, чтобы добиться этого. Мы поинтересовались у Арнольда Степаняна, сохранится ли положительная динамика русско-грузинских отношений в результате предстоящих выборов, в ответ на что наш собеседник сначала напомнил, что осложнения в русско-грузинских отношениях имеют настолько глубокий характер, что урегулировать их за несколько месяцев невозможно, если не будет сделано серьезных взаимных уступок. «К серьезным компромиссам ни одна
из сторон не готова, сейчас идет процесс сближения и изучения позиций, сколько какая сторона готова уступить. С другой стороны, РФ выдвигает различные темы, посредством которых позднее сможет вести «торг» по поводу открытия российского рынка для грузинских товаров, что является постоянной темой для шантажа. Стороны, таким образом, готовятся к «торгам», изучению позиций, и в этих «торгах», на мой взгляд, позиции русских более сильны, чем у грузинской стороны».
Наш собеседник не согласился, что в процессе урегулирования русско-грузинских отношений ничего существенного сделано не происходило. По его мнению, тот факт, что РФ открывает рынок для грузинских товаров, уже является достаточно примечательным в первую очередь для сельских жителей, важное значение для экономики Грузии имеют русские туристы, и то, что они тратят в Грузии достаточно много денег. «Но все равно, цена очень высока, наши территории продолжают оставаться оккупированными, и на этих территориях в регулярном режиме продолжается движение колонн, по всей длине границы, в селах. Это непонятно, так как сейчас не идет речь о войне. Здесь примечательно заявление Бурджанадзе, что она готова урегулировать русско-грузинские отношения. Но если она была бы в состоянии их решить, то, думаю, некоторые шаги она могла сделать еще до выборов. И если бы она была в состоянии это сделать, то со стороны России были бы сигналы, что она является именно тем кандидатом, который может этого добиться, в то время как со стороны русских никакой реакции не последовало. Так что, я склоняюсь к мысли, что это было политической спекуляцией», – сказал Арнольд Степанян.
Эмма ГАБРИЕЛЯН