Наши высокопоставленные церковнослужители должны привыкнуть к сегодняшним реалиям, когда и они не свободны от критики, и когда мы, рядовые верующие, выражаем наше недовольство по поводу их, мягко говоря, невоздержанного поведения.
Тем не менее, критика хороша в меру, в грубых и заносчивых нападках на Католикоса и Святой Престол нет ничего здорового. Называть предводителя мой церкви «сатаной» является и кощунством, и наглостью, и несправедливостью. Помимо всего, это оскорбительно в первую очередь для меня, как представителя данной веры. (Кстати, даже осознавая то, что на меня «накинутся» пламенные оппозиционеры, должен буду сказать: я сторонник самой суровой критики в адрес настоящих или бывших президентов, но оскорбления и унижающие определения мне неприятны – они оскорбляют мое гражданское достоинство). Гарегин II вовсе не сатана: он обычный высокопоставленный армянский чиновник, со свойственными этой среде меркантилизмом, интеллектуальным уровнем и полным отсутствуем «духовного пламени».
Нынешний Патриарх в нашей истории не первый и не последний католикос, который не имеет качеств духовного лидера. Предводитель Ширакской епархии епископ Микаел Аджапахян для подтверждения своего ошибочного, на мой взгляд, несущего раскол, тезиса – «кто не принадлежит Апостольской церкви, тот не армянин», отмечает, что для понимания музыки Комитаса нужно обязательно быть человеком нашей веры. Отложим в сторону то обстоятельство, что в этом случае для понимания музыки Баха нужно обязательно быть католиком, и таким образом мы молчаливо признаем, что Бах принадлежит только католикам, а Комитас – только нам. Я просто хочу напомнить, как складывались отношения нашего великого музыканта с «начальством» Святого Престола после смерти Хримян Айрика. Это были отношения между талантливой личностью и посредственными, безразличными к духовному руководителями. Так что, «светила» среди духовенства столь же редки, как и среди многих других профессий.
… В ответ на мою критику высокопоставленных церковнослужителей обычно приводится следующий «убийственный» контраргумент – «а ты сам совершенен, что пишешь подобное, сначала попытайся увидеть бревно в собственном глазу». На это, конечно, есть тысяча и один логичный ответ, но я попытаюсь найти самый короткий. Нет, я не совершенен, я очень далек от совершенства. Нам всем предстоит пройти еще долгий путь. И Патриарху тоже.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН