Депутат фракции “Процветающая Армения” Степан Маркарян о повышении зарплаты чиновников и отмене пособия по безработице
Уже два дня в Национальном Собрании обсуждается проект закона “Об оплате лиц, занимающих государственные посты”, которым предусматривается значительно повысить зарплату ряда высокопоставленных должностных лиц, в том числе президента РА, спикера Национального Собрания и премьер-министра. Предусматривается также поднять зарплату членов правительства и депутатов парламента. Согласно законопроекту, зарплата президента повысится на 203 процента – с 436 тысяч до 1 миллиона 322 тысяч драмов, зарплата премьер-министра и спикера НС – на 208 процентов, или с 373 тысяч до 1 миллиона 190 тысяч драмов. Примечательно, что в ходе обсуждения оппозиционные фракции заняли разные позиции. Отличались и подходы представителей политического большинства. Оппозиционная АРФ Дашнакцутюн поддерживает законопроект, фракции “Наследие” и Армянского национального конгресса выступают против. Альтернативая фракция “Процветающая Армения” пока ориентируется и намерена выдвинуть дополнительные предложения. “Это те люди, в период правления которых бедность в Армении увеличилась с 27,6% до 35%. Можно подумать, эти чиновники нуждались в деньгах, получали низкую зарплату, поэтому последствия их пребывания у власти стали катастрофичными для Армении”,- сказал в своем выступлении депутат от АНК Никол Пашинян, добавив, что в процентом отношении повышение зарплаты госчиновников не может превышать увеличение пособия по инвалидности или пенсии.
Многие депутаты посчитали символичным, что данный законопроект последовал за законопроектом об отмене пособия по безработице.
В беседе с Aravot.am депутат фракции “Процветающая Армения” Степан Маркарян отметил, что для тех, кто получает среднюю и низкую зарплату, этот проект не создаст нормальных условий. По словам депутата, для учителей, получающих зарплату в 100 тысяч драмов, и особенно для лиц, родившихся после 1974 года, на которых распространится закон о переходе на обязательную накопительную пенсионную систему, фактическое увеличение зарплаты составит всего две тысячи драмов, поскольку номинальная заработная плата увеличится на десять тысяч драмов. “Я думаю, что мы не решаем проблему, реформа становится самоцелью и не решает социальные проблемы для низших звеньев. Между тем реформа по линии зарплат, на мой взгляд, должна была быть направлена именно на это”,- сказал Степан Маркарян.
Читайте также
— В своих выступлениях представители политического большинства ссылались на то, что зарплата европейских парламентариев составляет семь тысяч долларов плюс другие платежи. А действительно, почему наши депутаты не могут получать такую высокую зарплату?
— К сожалению, в Армении мы не можем позволить себе такую роскошь. Но проблема, как мне кажется, не в размере зарплаты, а в установленной единой шкале, которая, по всей видимости, направлена на создание властной пирамиды. А в этом случае мы должны сохранять приверженность Конституции и той роли, которая отведена Национальному Собранию. Я против того, чтобы по этой шкале роль депутата была приравнена к роли заместителя министра. Если НС стоит над правительством, то это должно найти свое отражение. Что касается размера зарплаты, то она, естественно, должна соответствовать нашим возможностям. Деньги нужны любому человеку, в том числе депутатам. Но они нужны также учителям, врачам и более уязвимым слоям общества.
— Многие депутаты, в том числе Ваши однопартийцы, другие чиновники, имеют различные бизнес-интересы. Как Вы думаете, они нуждаются в повышении зарплаты?
— Говоря о шкале, об оплате труда депутата или другого должностного лица, мы должны учитывать не то, что имеем сегодня. Конечно, есть депутаты, которые плохо работают или много отсутствуют. Мы должны руководствоваться тем, что Национальное Собрание должно быть работающим органом. Сегодняшнее положение, на мой взгляд, является результатом политической воли. То, что у нас такой парламент, обусловлено создавшейся в стране политической ситуацией. Что касается зарплат, то мы должны говорить о нормальном парламенте. То, что есть бизнесмены, есть люди, для которых размер зарплаты не столь важен, вовсе не означает, что вопрос зарплаты депутата НС нужно отодвинуть на второй план. Ведь многие депутаты работают с утра до ночи, живут не эту зарплату, так как у них нет бизнеса или других источников дохода.
— Фракция АРФ Дашнакцутюн, которая намерена голосовать за этот проект, подверглась жесткой критике со стороны депутата фракции АНК Никола Пашиняна.
— Я не могу комментировать слова Никола. Там были личные моменты, а я в такие вещи не влезаю. Думаю, они сами между собой разберутся.
— Как Вы относитесь к позиции АРФД?
— Нормально отношусь. Я считаю, что это важно, поскольку для тех, кто получает сто тысяч драмов, это проблему не решает, но может помочь определенной части людей решить многие вопросы. Другое дело если законопроект останется в таком виде, тогда и я буду против. Но я надеюсь, что в период между первым и вторым чтениями нам удастся внести некоторые изменения. В этом случае я поддержу этот проект. В конце концов мы сталкивались с тем, что сотрудники некоторых ведомств получали больше, чем президент страны, а это не отражало властную пирамиду.
— Как Вы думаете, представление этого законопроекта в парламенте сразу после законопроекта об отмене пособия по безработице было случайностью или умыслом?
— Затрудняюсь ответить, но я не считаю лишение людей пособия правильным шагом. То объяснение, что эти деньги не будут платить, чтобы отправить людей на какие-то курсы… Я не верю, что после прохождения курсов по переподготовке этим людям можно будет предложить работу. Давайте будем откровенны, это неправда. Мы просто на несколько месяцев лишили людей пособия, что я считаю грубой ошибкой. Был ряд законов, которые могли способствовать экономической активизации. Эти законы предложила «Процветающая Армения». Если бы они были приняты, то, возможно, появились бы специальности, по которым нет соответствующих кадров, и требуется их подготовка. А сейчас я не вижу сферы, где есть рабочие места, но нет специалистов.
Нелли ГРИГОРЯН